«Когда дойдёшь до вершины, продолжай восхождение»

-- Джек Керуак

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Аббатство Орваль

Читать
Аббатство Орваль (Abbaye d'Orval)
Предложить свои фото

Аббатство Орваль (Abbaye d'Orval)

Аббатство Орваль находится в 45 км на запад от Арлона в небольшом селении Вилле-девант-Орваль (Villers-devant-Orval), относящемуся к коммуне Флоранвиль (Florenville).

Аббатство Орваль находится в 45 км на запад от Арлона в небольшом селении Вилле-девант-Орваль (Villers-devant-Orval), относящемуся к коммуне Флоранвиль (Florenville).

Аббатство представляет собой действующий цистерцианский монастырь с многовековой историей. В основе его создания легенда о вдовствующей графине Матильде Тосканской, которая случайно уронила в ручей долины свое свадебное кольцо. Расстроенная женщина обратилась к Богу с молитвой о помощи на поверхности воды тут же показалась форель, которая держала во рту утерянное украшение. Женщина воскликнула: Воистину вот где золотая долина! и в знак признательности пообещала возвести на этом благословенном месте монастырь. Напоминание об этой легенде хранит название аббатства (Orval < Val dor фр. золотая долина), его герб и этикетка именитого траппистского пива, которое варят в его стенах.

Строительство первой церкви и монастырских зданий на территории современного аббатства Орваль началось в 1070 году бенедиктинскими монахами из Италии. 40 лет спустя, по причинам, которые история не донесла до наших дней, монахи покинули эти места. Затеянное строительство однако было продолжено группой каноников, приглашенных местных графом Oтоном де Шини, и уже в 1124 году церковь была освящена. Но вскоре монахи, столкнувшись с экономическими трудностями, были вынуждены просить разрешения на их присоединение к цистерцианскому ордену, переживавшему в те времена расцвет. 9 марта 1132 года семеро монахов цистерцианцев прибыли в Орваль для объединения с местными братьями. Так аббатство стало цистерцианским. Воздвигнутые религиозные сооружения необходимо было приспособить к обычаям Ордена, в связи с чем к 1200 году церковь и ряд монастырских зданий были перестроены.

За время своей истории аббатство переживало взлеты и падения. Периоды относительного процветания сменялись тяжелыми временами вплоть до нищеты.

Так, в 12 веке аббатство слыло преуспевающем, но в 1232 году сгорело. Оправиться от сильнейшего пожара монастырь смог только век спустя.

В 15 16 веках войны между Францией и Бургундией, а затем между Францией и Испанией так или иначе затронули и Орваль, что, однако, не помешало императору Карлу V проявить благосклонность и разрешить строительство на территории аббатства кузницы, ставшей впоследствии основой материального благополучия монастыря и региона в целом.

17 век для аббатства, несмотря на все испытания, выпавшие на его долю, а именно: разграбление и поджог обители в самый разгар Тридцатилетней войны (1637), в целом был успешным. В период с конца 17 до середины 18 века кузнецкие цеха аббатства стали возглавлять металлургическую промышленность региона.

В 1760 году началась кардинальная перестройка монастыря. Автором проекта стал известный архитектор Лоран-Бенуа Девез. Новая церковь была освящена в 1782 году, однако, за неимением средств, строительство вскоре застопорилось. В 1789 году к тому же грянула Великая Французская революция. Поворотной датой в истории аббатства стало 23 июня 1793 года. В этот день революционные войска во главе с генералом Луазоном разграбили и подожгли монастырь. Здание оказалось полностью разрушенным - монахи были вынуждены покинуть его стены. 7 ноября 1796 года аббатство было официально упразднено.

Новая страница в истории аббатства была открыта в 1926 году, когда семья Аренн, ранее выкупившая земли и развалины прежней обители, передала их цистерцианскому ордену для восстановления монашества в этих местах. В сжатые сроки на фундаменте зданий 18 века по проекту архитектора Анри Ваеса был возведен новый монастырь, строительство которого завершилось в 1948 году.

Сегодняшнее аббатство, в полной мере соответствуя традициям цистерцианской архитектуры, включает в себя церковь, клуатр, скрипторий (рукописную мастерскую), зал капитула для общих собраний, иные постройки, примыкающие к монастырскому двору. Кроме того, значительная часть монастырских владений отведена под здания, не имеющие прямого отношения к религиозной обители: монастырская гостиница, а также здания пивоварни и сыроварни. Аббатство является одним из восьми известнейших мест, где делают настоящее траппистское пиво, а также варит собственный сорт сыра.

Здания из известняка с шиферными крышами сгруппированы вокруг курдонера с треугольным бассейном. Строгость и сдержанность архитектуры комплекса отчасти смягчаются декоративными элементами, в создании которых принимали участие различные мастера. Среди них - скульптуры, которые были высечены из камня, взятого непосредственно с монастырской земли. В частности, статуя Девы Марии, находящаяся в нише щипца церкви, скульптуры святых основателей, размещенные у пилонов большого входного портика, а также фигура Христа, расположенная на щипце. Привлекают внимание также барельефы главного алтаря, мозаика на щипце трапезной с изображением Богоматери и ангелов, роза, украшающая хор церкви, произведения ювелирного искусства и церковной утвари.

Впрочем, эти части монастыря не доступны для посещений. Туристы могут попасть только на территорию развалин старого монастыря и в Монастырский музей Орваля.

Музейные коллекции размещены в сводчатых подвалах 18 века единственных помещениях, сохранившихся от неоклассических зданий монастыря, возведенных по проекту Девеза.

Экспозиция поделена на три части: архитектура, металлургия и культовое искусство. Архитектурную историю аббатства можно проследить по размещенным в музее макетам. Один из них воссоздает облик монастыря непосредственно перед его разрушением во время Французской революции. В то время ансамбль средневекового аббатства соседствовал с новым монастырским комплексом архитектора Девеза. Следы различных эпох кажутся застывшими в камне: от романских капителей до барочных ангелочков. В части экспозиции, посвященной металлургии, можно видеть изготовленные в монастырских кузницах чугунные доски с рельефными изображениями для задних стенок каминов, различные железные изделия и кухонную утварь. В секции музея, посвященной культовому искусству, выставлена коллекция предметов в стиле ар-деко, течения в декоративном искусстве, появление и расцвет которого совпали с возрождением монашеской жизни в стенах обители.


Комментарии и оценки