«Высшая цель путешествия не в том, чтобы увидеть чужую страну, а в том, чтобы увидеть свою страну как чужую»

-- Гилберт Кит Честертон

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Церковь святого Иоанна Крестителя в Грансоне

Читать
Церковь святого Иоанна Крестителя в Грансоне (Église Saint-Jean-Baptiste de Grandson)
Предложить свои фото

Церковь святого Иоанна Крестителя в Грансоне (Église Saint-Jean-Baptiste de Grandson)

Уникальный памятник романской архитектуры, церковь святого Иоанна Крестителя находится в коммуне Грансон, расположенной на берегу озера Нёвшатель примерно в 45 км к северу от Лозанны. Церковь стоит на улице ruelle du Temple примерно в 250 м к юго-западу от замка Грансон (описание).

Уникальный памятник романской архитектуры, церковь святого Иоанна Крестителя находится в коммуне Грансон, расположенной на берегу озера Нёвшатель примерно в 45 км к северу от Лозанны. Церковь стоит на улице ruelle du Temple примерно в 250 м к юго-западу от замка Грансон (описание).

Церковь была построена в 12 веке на средства семьи Грансон, владевшей одноименным замком начиная с 11 века. В средние века она входила в состав бенедиктинского аббатства, которое, как следует из письменного упоминания, относящегося к 1178 году, подчинялось аббатству Ла-Шэз-Дьё (abbaye de La Chaise-Dieu), расположенному в Оверни (Франция). С южной стороны к зданию церкви примыкает клуатр и три крыла монастырских построек, которые были полностью перестроены в 18 веке. В восточном и южном крыльях по сей день располагаются школа и больница, а в западном крыле вплоть до 1890-1891 годов находился муниципалитет.

В начале 14 века благодаря пожертвованиям Отона I из династии Грансон в облик церкви были внесены существенные изменения: бывший романский хор был полностью перестроен, и началось строительство большой северной капеллы в готическом стиле, затем, уже ближе к середине 14 века, наступил черед южной капеллы. В перестройках этого времени прослеживается отчетливое влияние английской готической архитектуры, что свидетельствует о тесных связях, которые поддерживал Отон с английским королевским двором.

В 1554 году монастырь был упразднен, а церковь отошла к протестантам. Вплоть до 1803 года, когда церковь стала собственностью кантона Во, за ее содержание отвечали власти Берна и Фрибура. В 1892-1899 годах архитектор Лео Шателен провел в здании реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены романские окна нефа, а также расчищены от позднейших наслоений полы церкви. Кроме того, на основании обнаруженных элементов фасад церкви был оформлен в неороманском стиле. В 1900 году церковь была включена в список исторических памятников.

В 2000-2006 годах церковь перенесла новую реставрационную кампанию, в процессе которой были заменены полы церкви в целях улучшения звуко- и теплоизоляции, а также установлены новые скамьи, основания которых выполнены из металла, а сиденья и спинки из дерева.

Фрески, расположенные в арках трансепта, относятся к самому началу 14 века. На них изображены двенадцать апостолов и Давид в окружении музыкантов. В честь присвоения северной капелле прав приходской церкви (отныне местные жители могли крестить там детей и совершать другие обряды, а не ездить в близлежащие приходы) художник Пьер Шапюизе в 1470 году украсил церковную дарохранительницу великолепными росписями. На них изображено святое причастие Иисуса Христа: фигуру Христа окружают два ангела с высокими свечами в руках. В южной капелле в нише, где, возможно, захоронен один из настоятелей 15 века, изображено Положение во гроб. Анализ стилистических приемов, использованных во время создания этой фрески, указывает на то, что ее создание можно отнести к первой половине 15 века.

Наибольшую известность церковь приобрела благодаря десяти великолепным резным капителям второй четверти 12 века, которые венчают романские колонны нефа. Капители с антропоморфными и зооморфными изображениями чередуются с капителями, украшенными растительным орнаментом и листьями аканта. Последовательность сюжетов, сменяющихся по мере продвижения к хору, символизирует приближение к божественному посредством борьбы с силами зла.

Капитель первой колонны, расположенной ближе к входу в церковь в южной части нефа, представляет собой скульптурные изображения людей, страдающих от различных недугов: в частности, один из них вынимает из ступни занозу. Капитель второй колонны из того же ряда изображает ангелов, сражающихся с драконом, и святого архангела Михаила с щитом. На четвертой капители южного ряда колонн находятся четыре льва, которые словно охраняют расположенную неподалеку дверь в клуатр.

Капитель первой колонны, расположенной в северной части нефа, по всей видимости, отражает адские муки: человек, пытается раздвинуть пасти монстров, которые сжимают челюстями ноги людей. Капитель третьей по счету колонны посвящена Богоматери с младенцем. На ней также изображены два священника и шестикрылый серафим. В ходе реставрации была раскрыта украшавшая капитель древняя полихромная роспись. На пятой капители изображены орлы, символизирующие Христа.


Комментарии и оценки