Монастырь Кёнигсфельден расположен на территории коммуны Виндиш в кантоне Ааргау, в 30 км к северо-западу от Цюриха. Это бывший двойной монастырь францисканцев и клариссинок (женский монашеский орден Римско-католической церкви, тесно связанный духовно и организационно с орденом францисканцев).
Монастырь был основан в 1308 году Габсбургами. В 1311 году здесь поселились первые шестеро монахов, а годом позже - первые монахини. Женский монастырь изначально был на более привилегированном положении. После смерти его первой настоятельницы в 1317 году его взяла под свое крыло Агнесса, рано овдовевшая королева Венгрии. После ее смерти монастырь постепенно пришел в упадок и просуществовал вплоть до секуляризации 1528 года. После роспуска монастыря здесь находилась резиденция ландфогта, а с 1868 года психиатрическая клиника. С 2009 года церковь монастыря Кёнигсфельден является частью музея Ааргау.
В монастыре интересно прогуляться по старому парку, а также осмотреть монастырскую церковь. Церковь была построена в период с 1310 по 1330 годы и принадлежит к наиболее ценным образцам архитектуры монахов нищенствующего ордена в Швейцарии. После того как долгое время часть церкви использовалась ландфогтами в качестве зернохранилища, здание пришлось реставрировать, что и было сделано в 1891 - 1893.
В центральном нефе церкви находится мраморный кенотаф, а под ним бывший склеп представителей династии Габсбургов, который служил таковым до 1770 года.
Наибольший интерес представляют витражи работы неизвестного мастера. Витражи были созданы в период с 1325 по 1330 год, и довольно большая их часть дошла до наших дней в своем первозданном виде. Это один из наиболее выдающихся экземпляров европейского искусства 14 века. Витражи были созданы на деньги родственников убитого в 1208 году короля Альбрехта I. После роспуска монастыря ничто не способствовало сохранению витражей многие ячейки хора были утеряны и их постепенно заменяли целыми ячейками из оконных пролетов нефа. Реставрация была проведена на заре 20 века Рихардом Нюшлером, но результат его работы позднее подвергался обоснованной критике. Как и большинство реставраторов эпохи историзма, Нюшлер слишком свободно относился оригиналу и видоизменил некоторые фрагменты витражной росписи. В те времена на рубеже 19-20 веков важнее было не сохранить уцелевшие фрагменты, а максимально восстановить росписи в их предполагаемом первоначальном виде. В центральном оконном пролете хора представлен витраж, изображающий Страсти Христовы. Витражи по бокам изображают Вочеловечение Христа и Воскресение. На следующей паре витражей можно увидеть Иоанна Крестителя и Павла. Следующая пара оконных пролетов посвящена апостолам, а следующие за ними различным святым, которые имели для ордена особое значение святые Франциск, Николай, Анна и Екатерина.
Комментарии и оценки