Каорле городок в провинции Венеция, расположенный между устьев рек Ливенцы и Лемене, на северо-восточном берегу Венецианской лагуны, в 50 км к востоку от столицы провинции.
Корни Каорле уходят в 1 век до нашей эры. Название происходит от Caprulae (вероятно, место было названо из-за обитавших там диких коз, capra). Район богат археологическими находками, относящимися к римской эпохе. С 6 века Каорле стал епископской резиденцией. Следующие века город являлся частью венецианских территорий, однако в 13-14 веках многие жители перебрались в Венецию, спасаясь от постоянных конфликтов с жителями Триеста и пиратских набегов. В 1379 году местность была опустошена генуэзцами. Город пришёл в упадок. При французах и австрийцах маленький городок, как и вся провинция Венето, жил за счёт рыбной ловли. В 1818 местная епархия была упразднена, территория отошла к венецианскому патриархату. Новую жизнь город обрёл с развитием туризма.
Особый интерес представляет собор (1038) с романской колокольней того же периода. Собор посвящён святому первомученику Стефану. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о раннехристианской церкви, стоявшей на этом месте до возведения собора. Трёхнефный собор имеет базиликальный план. Фасад выполнен преимущественно в строгом романском стиле. Мощные контрфорсы отделяют боковые нефы от главного. Под тимпаном расположены маленькая и большая розетки. Боковые части фасада также украшены розетками.
48-метровая колокольня собора является прекрасным образцом романской архитектуры. Цилиндрическая форма выбрана под влиянием равеннского стиля. Яруса окон чередуются: ярус монофор следует за ярусом бифор. Чередование ярусов окон выполнено зеркально относительно центральной секции. Центральная секция состоит из бифор, сменяющихся слепыми монофорами. Завершает колокольную башню шатровая крыша.
Внутри собора романский стиль сочетается с византийско-равеннским. Колонны, чередующиеся с пилястрами, делят пространство на три нефа. В соборе сохранилось много старинных произведений искусства. Спасение Петра (левая апсида) приписывается Тициану. Деревянное распятие главного нефа датируется 15 веком. Фреска с изображением святой Луции (правый неф) восходит к 14 веку. В бывшей епископской капелле расположен музей, где собраны реликвии собора, в т.ч. иконы 14 века, приписываемые школе Паоло Венециано.
На берегу моря расположена ещё одна достопримечательность Каорле храм Богоматери Ангела. Традиция почитания статуи Богоматери этого храма восходит к 8 веку. Обновлялись святилище и статуя, но традиция оставалась. По легенде, местные рыбаки заметили в море статую Богородицы и вытащили её на берег у церкви святого архангела Михаила (отсюда и пошло название Богоматери Ангела). Однако никто не мог поднять статуи и внести её в храм, это удалось лишь невинным детям. Храм был существенно перестроён в 17 веке: из трёхнефного он стал двухнефным. Потолок храма покрыт фресками. Главный алтарь выполнен в стиле барокко. Деревянная статуя Богородицы с младенцем очень почитаема. Рядом с церковью стоит романская колокольня (13 век). Интересен также исторический центр города и каменный мол берега (на некоторых камнях вырезаны скульптурные изображения).
Комментарии и оценки