Кафедральный собор Терни стоит в историческом центре города, на Соборной площади. Собор посвящён Успению (Вознесению) Богородицы.
Точная датировка здания представляется специалистам затруднительной. Местные предания рассказывают, что епископ Анастасий возвёл церковь на месте языческого храма (предположительно святилища Юпитера) в середине 6 века. Некоторые части здания (фундамент, фрагменты наружной стенной кладки) действительно восходят к 6 веку. Первый алтарь с мощами святого Анастасия не сохранился, но, следуя за указаниями устных преданий, археологи обнаружили остатки многоугольного здания и множество захоронений. Предположительно, здание было построено по типу мартирия, какие строили над могилами мучеников. Анастасий не был мучеником, но был признан святым, к его могиле приходило много паломников. Многие последователи хотели быть похороненными рядом с могилой святого. Мартирии обычно имели центрическую планировку с кругом, греческим крестом или восьмиугольником в основании. Следов постройки 6 века осталось немного, определить точную планировку здания затруднительно.
Крипта, расположенная под алтарной частью нынешнего здания, была построена не ранее 9 века. В плане этого помещения лежит полукруг, разделённый средневековыми колоннами на три небольших нефа. В 12-15 веках проводились работы по расширению церкви. При строительстве, кстати, были использованы строительные материалы, позаимствованные из римского амфитеатра.
Первый и центральный порталы собора датируются 12 веком. Они выполнены мастером из Нарни. Третий (закрытый) портал восходит к 15 веку. Вероятно, он был сделан мастерами из Ломбардии. В эпоху барокко фасад храма перестраивался. Были закрыты две бифоры и круглое окно. В 17 веке также было переделано внутреннее убранство церкви, добавлен купол, боковые капеллы и купель. Окончательный проект перестройки собора в барочном стиле и благоустройства площади перед собором принадлежал Джанлоренцо Бернини. В 1743 году была перенесена колокольня собора. Сейчас башня стоит слева от апсиды.
В нижней части фасада открывается портик, арки которого поддерживаются сдвоенными колоннами. За портиком расположены три портала в романском стиле. Порталы украшены резными фризами. Верхняя часть фасада с травертиновыми статуями восьми епископов Терни выполнена в 20 веке по проекту Марчелло Пьячентини.
В плане собора лежит латинский крест. Внутреннее пространство разделено на три нефа с широким трансептом и величественной алтарной частью. Внутри собора сохранились деревянные резные хоры (1559, Доменико Корси); купель (1585); фреска Святые покровители города и ангелы (17 век); алтарный образ Не прикасайся ко Мне, приписываемая кисти Гвидо Рени (1575-1642); Иисус в Гефсиманском саду (17 век, школа Гверчино); мраморная дарохранительница со Святой Кровью (Карло Мурена). Примечателен орган 17 века. В крипте стоит обратить внимание на надгробие святого Анастасия. При создании надгробия использовались фрагменты языческих алтарей. Надгробие также украшено мозаикой в стиле мастеров Космати.
Комментарии и оценки