Церковь святого Ювенала располагается на западной окраине туфовой скалы, на которой стоит город, на расстоянии около 800 метров на северо-запад от кафедрального собора. Церковь представляет собой один из древнейших каменных храмов Орвието, она была построена в 1004 году на средства семи богатейших семей, живших в этом районе. Современное здание находится на основании раннехристианского храма, который также был посвящён святому Ювеналу и который, в свою очередь, стоял на фундаменте древнего этрусского храма, посвящённого Юпитеру.
Первоначально церковь святого Ювенала была возведена в стиле суровой ломбардской романики, но в 14 веке была перестроена в готическом духе. В результате здание было удлинено на восток, древняя полукруглая апсида была заменена квадратной, повышены перекрытия нефов.
Согласно народному преданию, церковь святого Ювенала служила первоначальным городским собором, что, однако, не подтверждается историческими источниками. Известно, что церковь была богатым приходским храмом, при котором существовала колокольня, баптистерий, госпиталь, ему подчинялось несколько мелких близлежащих приходов.
Главный фасад церкви исполнен в очень простых сдержанных формах из туфа, традиционного материала для строительства в Орвието. В центре фасада располагается единственный портал с арочным завершением, а вверху помещено круглое окно-роза. По верхней части стены под венчающим её фронтоном проходит ряд висящих арочек, сохранившихся от 11 века и являющихся традиционным элементом декорации экстерьеров романского стиля. Слева к фасаду прилегает многоярусная квадратная в плане колокольня, возведённая в 17 веке. Слева от храма сейчас раскинут сад, однако археологические раскопки показали, что в древности здесь располагалось кладбище.
В плане церковь святого Ювенала представляет собой трёхнефную базилику, с широким центральным нефом и узкими боковыми, увенчанными крестовыми сводами. Легко обозримый интерьер церкви сохранил фрески, созданные в конце 12 века. Во время варварской реставрации 18 века древние фрески были покрыты штукатуркой. В настоящее время они освобождены от позднейших наслоений и представляют собой яркий пример стиля умбрийской живописной школы романского периода. Они отличаются чётким графическим рисунком, с характерной для этого времени стилизацией форм, и сдержанным цветовым решением.
Одной из важнейших достопримечательностей церкви является икона Прославление Марии, написанная в 15 веке и вложенная в храм в 16 столетии семейством Геццие. Светлый голубой тон мантии Богоматери, тончайший золотой рисунок свидетельствуют о том, что икона является копией древнего византийского образца.
Скульптурный мраморный алтарь церкви также является ярким примером византийского стиля. На передней стенке алтаря располагается барельеф лангобардского типа, на котором по сторонам колонок изображены голуби, грифон, святой Ювенал и святой Архангел Михаил с трёхлистной лилией в руках.
В настоящее время церковь святого Ювенала является действующим приходским храмом.
Комментарии и оценки