«Приключение. Пожалуй, именно так стоит назвать поездку, когда все возвращаются живыми»

-- Мерседес Лакей

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор

Читать
Кафедральный собор (Duomo di Prato)
Предложить свои фото

Кафедральный собор (Duomo di Prato)

Кафедральный собор в Прато посвящён святому Стефану. Собор находится в центре города, на Соборной площади (piazza del Duomo).

Кафедральный собор в Прато посвящён святому Стефану. Собор находится в центре города, на Соборной площади (piazza del Duomo).

Собор одно из древнейших религиозных сооружений в Прато. Ещё в 10 веке в исторических документах упоминается приходская церковь святого Стефана. Некоторые специалисты предполагают, что эта приходская церковь существовала уже в 5 веке. С 10 по 15 век церковь неоднократно перестраивалась и менялась. В основном, структура нынешнего здания восходит к 12 веку. Тогда же была возведена и колокольная башня собора (верхняя часть колокольни затем была надстроена в 1356-57 годах). В 14 веке церковь была расширена, т.к. возрос поток паломников к местной реликвии поясу Богородицы (по преданию, эта реликвия находится в храме с 1141 года). Тогда же, в 14 веке, был пристроен трансепт. Исследователи допускают, что архитектурный проект мог быть выполнен Джованни Пизано. Дома перед собором были снесены, перед храмом образовалась большая площадь, которую в праздничные дни заполнял народ.

Несмотря на многочисленные перестройки, внешний облик здания являет пример архитектурной гармонии. Фасад в готическом стиле был выполнен в 1386 - 1457 годах. Здание облицовано полосами белого известняка и зелёного мрамора из Прато. При строительстве фасада здание было чуть сдвинуто, на освободившемся месте был построен коридор, ведущий к внешней кафедре.

Внешняя кафедра запоминающаяся деталь фасада собора в Прато. Кафедра расположена на углу фасада и представляет собой круглый балкон, над которым поднимается закруглённая зонтичная крыша-балдахин. Внешняя кафедра была построена в 1428 - 1438 годах зодчим Микелоццо и декорирована скульптором Донателло. Чаша балкона опирается на бронзовую капитель. Постепенно резные круги основания балкона расширяются до балюстрады. Сейчас наружные рельефы балюстрады заменены копией. Оригинальные рельефы находятся в музее собора. По великим праздникам с кафедры собравшимся на площади перед собором верующим демонстрировалась священная реликвия, пояс Богородицы. Реликвию точно также показывают и сейчас: на Рождество, на Пасху, 1 мая, 15 августа (Успение Богородицы). Особенно торжественна церемония, проводимая 8 сентября (Рождество Богоматери).

Люнет над порталом главного фасада украшен изображением Богородицы между покровителями Прато и Флоренции, святыми Стефаном и Иоанном (фото). Изображение сделано в технике глазурованной терракоты или майолики мастером Андреа делла Роббиа (1489). Главный портал был выполнен зодчими Джованни ди Амброджо и Никколо ди Пьеро Ламберти (1412-13). Два портала правого бокового фасада датируются приблизительно 1160 годом. Они украшены резьбой, которые специалисты приписывают резцу мастера Гвидетто. Вероятно, этот мастер также принимал участие в выполнении декоративных элементов колокольной башни. Верхняя часть башни (с трифорами) была добавлена в 14 веке. На двери правого фасада, расположенной ближе к колокольне, можно видеть красноватое пятно. По легенде, некий Мушаттино из Пистойи попытался украсть священный пояс из собора, но был пойман. В наказание вору отрубили руку, которая чудесным образом отлетела к собору и навсегда окрасила мрамор.

Внутреннее пространство собора делится романскими арками, датируемыми началом 13 века, на три нефа. Арки опираются на колонны из зелёного мрамора. Капители колонн вырезаны, как считают специалисты, Гвидетто. Внутри, как и снаружи, зелёный мрамор чередуется с белым известняком. Своды собора выполнены в 17 веке по проекту Фердинандо Такки. Мраморная облицовка пола восходит к 16 веку.

В левом нефе храма можно видеть элегантный амвон из белого мрамора, изготовленный в стиле эпохи Возрождения (1469-73). Рельефы амвона вырезаны Антонио дель Росселлино (Успение Богородицы и Эпизоды из жития святого Стефана) и Мино да Фьезоле (Эпизоды из жития Иоанна Крестителя).

В правом нефе, напротив амвона левого нефа, стоит бронзовый канделябр работы Мазо ди Бартоломео (1440). Этим же мастером выполнена ограда (1435-38), называемая также внутренней террасой или внутренним амвоном, за которой находится Успение Богородицы, написанное Давидом и Ридольфо дель Гирландайо (16 век, стена у главного входа).

Небольшое деревянное распятие у входа в капеллу Пояса приписывается мастеру Джованни Пизано (1248-1315). Вероятно, по проекту этого же мастера был выполнен и пристроенный в 14 веке трансепт, над которым поднимается пять высоких крестообразных сводов. В алтарной части находится главный алтарь из мрамора, бронзовый канделябр и амвон работы современного американского мастера Роберта Морриса (2000-01). В правом трансепте, в эдикуле, установлена терракотовая статуя Богоматери с младенцем (1480, братья да Майано). Богатая балюстрада алтарной части из разноцветного мрамора была сделана в 17 веке, но при её изготовлении были использованы фрагменты старинных хоров с гербами и херувимами. За балюстрадой расположены капеллы трансепта.

Правая капелла трансепта капелла Виначчези. В ней сохранилась фреска Снятие с креста 13 века. Остальные фрески были написаны в 19 веке художником Алессандро Франки. Далее следует капелла Успения. Стены капеллы были расписаны в 1435-36 годах художниками Андреа ди Джусто Мандзини и молодым Паоло Учелло. Росписи посвящены житию Богородицы и житию святого Стефана. За алтарём главной капеллы находится бронзовое Распятие (1653, Фердинандо Такка). Стены капеллы покрыты фресками на тему жития святого Стефана и жития святого Иоанна Крестителя (1465, Филиппо Липпи). Это, пожалуй, самая известная работа великого художника эпохи Возрождения Филиппо Липпи.

Внутри собор поражает необыкновенно суженными пропорциями. Чередование белых и чёрных полос приводит здесь к серьёзности, почти мрачности общего впечатления. Можно подумать, что суровая простота этого храма повлияла даже на легкомысленного фра Филиппо Липпи, когда он писал здесь в хоре свои фрески. Перед ними ещё раз убеждаешься в справедливости того правила, что о художнике можно судить лишь тогда, когда случилось видеть все его произведения. По флорентийским галереям фра Филиппо знаком как автор мило-лукавых, но неглубоких и нетонких мадонн, скованный безвыходной прозаичностью во всех своих порывах к идеализации. В тамошних его религиозных картинах так мало, в сущности, религии и так много одной реверенции. Но вот, если судить по фрескам в Прато, оказывается, что фра Филиппо был совсем настоящим, большим художником. Он является здесь продолжателем лучших традиций Мазаччо. Очень красива по серо-голубому тону фреска, изображающая пир у Ирода и танец Саломеи. Здесь хороши и танцующая Саломея, и группа вокруг Ирода за столом, хороши и две легкомысленные женщины направо, без которых никак не мог обойтись этот опытный обольститель и беглый монах. Ещё лучше большая фреска напротив, изображающая погребение святого Стефана. Она великолепна по композиции, по сильным и торжественным группам, в которых так много интереснейших портретов, по глубине и стройности архитектурной перспективы, - писал П.П. Муратов. Как раз во время работы над фресками в соборе Прато фра Филиппо Липпи похитил из монастыря святой Маргариты монашку, Лукрецию Бути. Считается, что лицо Иродиады первый из многочисленных портретов возлюбленной художника. В написании цикла принимал участие фра Диаманте. Липпи также сделал эскиз для витража.

За центральной капеллой трансепта следуют капелла Манассеи, капелла Ингирами и капелла святого Причастия. Капелла Манассеи была расписана в начале 15 века (Эпизоды из жития святой Маргариты и святого Иакова, в стиле Аньоло Гадди, возможно, его последователем). В капелле Ингирами следует отметить надгробный памятник, приписываемый резцу Бенедетто да Майано (15 век) и витраж (начало 16 века). Левая капелла трансепта, капелла святого Причастия, была построена в 16 веке, своды были расписаны в 19 веке, алтарный образ датируется 1549 годом (Дзаноби Поджини).

Капелла Пояса (Cappella del Sacro Cingolo) , построенная в 1386-90 годах мастером Лоренцо ди Филиппо, самое важное место для верующих не только в соборе, но, быть может, и во всём городе. Капелла расположена в последнем пролёте левого нефа. В ней хранится священный пояс, который, по преданию, Богородица отдала святому Фоме, чудесным образом явившись ему, опоздавшему на её погребение. В 12 веке пояс Богородицы оказался в Прато. Его, по легенде, привёз из Святой земли купец Микеле Дагомари. Фрески капеллы повествуют о житии Богоматери и рассказывают историю реликвии (1392-95, Аньоло Гадди). Священный пояс хранится в алтаре 18 века, украшенном рельефами работы Эмилио Греко. Над алтарём установлена беломраморная статуя Богоматери с младенцем одна из лучших работ Джованни Пизано (1301). Бронзовая калитка капеллы прекрасный образец стиля эпохи Возрождения (Мазо ди Бартоломео, Паскуино да Монтепульчано).

Интересен внутренний двор собора. Он также отделан чередующимися полосами белого известняка и зелёного мрамора. Первый ярус галерей выполнен в романском стиле с ломбардскими и пизанско-луккскими чертами. Зелёные колонны перемежаются белыми. Верхний ярус был перестроен в 1428 году. Пилястры и капители в позднем готическом стиле пришли на смену романскому стилю.

П.П. Муратов "Образы Италии"

Комментарии и оценки