«Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный»

-- Поль Моран

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Поджо-а-Кайано

Читать
Поджо-а-Кайано (Poggio a Caiano)
Предложить свои фото

Поджо-а-Кайано (Poggio a Caiano)

Поджо-а-Кайано лежит примерно в 9 км к юго-западу от центра Прато. В этой коммуне проживает около 10 000 человек.

Поджо-а-Кайано лежит примерно в 9 км к юго-западу от центра Прато. В этой коммуне проживает около 10 000 человек.

Местность, где расположена коммуна Поджо-а-Кайано, была покрыта болотами и мало пригодна для поселений. Если в древности и возникали какие-либо поселения, то только на холмах. Сведений о них весьма немного, однако, исследователи считают топоним Кайано римским по происхождению. О средневековом периоде известно больше: в окрестностях были построены две церкви, пистойцами, как предполагают специалисты, была построена небольшая крепость (на её месте сейчас стоит вилла Медичи). В 14-16 веках Поджо-а-Кайано стало важным пунктом для Прато. Из Поджо-а-Кайано начинались водные пути (по рекам Омброне и Арно), ведущие в приморские Пизу и Ливорно. Этим путём долгое время доставлялась железная руда с острова Эльбы. Поджо-а-Кайано было огромным складом руды, что, в свою очередь, повлекло за собой развитие кузнечного ремесла. В начале 15 века земли в районе Поджо-а-Кайано начали скупать знатные флорентийские фамилии: Строцци и Медичи.

Расцвет поселения был связан со строительством виллы Медичи, называемой также Амброй. По сей день вилла Амбра главная достопримечательность в Поджо-а-Кайано. Сейчас вилла принадлежит государству и является музеем.

В 1480 году Лоренцо Великолепный поручил зодчему Джулиано да Сангалло строительство виллы. Великолепная вилла на века стала образцом для подражания: симметричное расположение помещений вокруг главного салона, практичное разделение внутренних и внешних помещений галереями, искусное использование элементов классической архитектуры (цилиндрический свод, ионический фронтон фасада и т.п.), сочетание здания с пейзажем. Ещё одно новшество или, точнее, отступление от традиционных схем у виллы не было внутреннего двора, столь характерного для итальянской архитектуры. Для росписи портика в классическом стиле был приглашён художник Филиппино Липпи, фронтон был украшен майоликой работы Андреа Сансовино (сейчас снаружи копия, оригинал внутри виллы). По плану Сангалло было построено ещё одно здание на территории имения мощная квадратная постройка с внутренним двором на другом берегу Омброне. Это здание имело сельскохозяйственное назначение, и было возведено чуть раньше, чем вилла.

Работы по возведению резиденции, готовой всего лишь на одну треть, были прерваны смертью Лоренцо Медичи (1492) и изгнанием семейства Медичи из Флоренции (1495-1513). В 1513-21 годах работы были возобновлены по инициативе сына Лоренцо, Джованни, который в 1513 году стал папой под именем Льва Х. Джулиано да Сангалло был к тому времени уже немолод и мог наблюдать за работами лишь от случая к случаю. В 1516 году архитектор умер, но работы продолжались по его проекту. Строительство возглавили Андреа ди Козимо Фельтрини и Франчабиджо. В то же время главный салон (салон Льва Х) был расписан лучшими флорентийскими художниками того времени: Понтормо, Андреа дель Сарто, Франчабиджо. Окончательно росписи салона были завершены через пятьдесят лет живописцем Алессандро Аллори.

Вилла была не просто летней резиденцией Медичи, на вилле принимали знатных невест дома Медичи из далёких стран, праздновали свадьбы. В 1579 году в Поджо-а-Кайано разыгралась загадочная трагедия после примирительного обеда с братом, кардиналом Фердинандо, умер Франческо I Медичи, а затем - и его вторая жена, Бьянка Каппелло одна из самых прославленных женщин своего времени. Исследователи до сих пор спорят, были ли супруги отравлены или умерли от малярии. Народная легенда решительно выступает против Бьянки, которую в народе считали колдуньей. Предание гласит, что именно она хотела отравить кардинала, но, перепутав, отравила мужа, а затем, поняв ошибку, отравилась сама. Апартаменты Бьянки, во многом сохранившие свой первоначальный облик, можно видеть на первом этаже виллы.

С течением времени Медичи, среди которых было немало любителей и покровителей искусства, построили театр (конец 17 века) и собрали на вилле пинакотеку. В коллекции были картины таких художников, как Дюрер, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рубенс. Впоследствии эти картины вошли в собрание Габсбургско-Лотарингского дома, унаследовавших владения Медичи в 1737 году, и были разрознены. При Габсбургах вилла Амбра была отреставрирована, были добавлены некоторые постройки для развлечения в саду, но существенных изменений не произошло.

В наполеоновский период (начало 19 века) вилла стала одной из любимых резиденций сестры императора, Великой герцогини Тосканской Элизы Бонапарт. Предположительно, именно в Поджо-а-Кайано происходили романтические встречи Великой герцогини Тосканской с её возлюбленным, Никколо Паганини. В этот же период художниками под руководством Луиджи Катани были расписаны в неоклассическом стили 18 залов виллы. В 1811 году по приказанию Элизы Бонапарт был разбит английский парк с дорожками, прудом, храмом Дианы и павильонами в неоклассическом стиле. Его планировка была выполнена Джузеппе Манетти. Проект был реализован только частично.

Во время Реставрации (1819) в резиденции были проведены восстановительные работы, заложен лимонный сад, завершены работы по разбивке английского парка. При Викторе Эммануиле II были построены конюшни и переделан декор некоторых залов (например, бильярдной). Сейчас в бывшем здании конюшен разместился конгрессно-выставочный центр. На вилле были собраны драгоценные предметы обстановки из других королевских резиденций и дворцов. В 1919 году вилла была передана королевским домом государству. В 1984 году она получила статус Национального музея, были начаты реставрационные работы. В 2007 году вилла была открыта для посетителей. В помещениях виллы разместился также Музей натюрмортов.


Комментарии и оценки