«У настоящего путешественника нет определенного плана и намерения куда-либо приехать»

-- Лао-Цзы

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор

Читать
Кафедральный собор (Duomo di Pisa)
Предложить свои фото

Кафедральный собор (Duomo di Pisa)

Собор вознесения Богородицы, находящийся в центре одноименной площади города Пиза это абсолютный шедевр итальянского романского искусства, наглядно свидетельствующий размахом своей конструкции и богатством скульптурного убранства о богатстве и мощи средневековой Пизанской Республики, которых она достигла в период своего апогея.

Собор вознесения Богородицы, находящийся в центре одноименной площади города Пиза это абсолютный шедевр итальянского романского искусства, наглядно свидетельствующий размахом своей конструкции и богатством скульптурного убранства о богатстве и мощи средневековой Пизанской Республики, которых она достигла в период своего апогея.

Строительство собора началось в 1064 году под руководством архитектора Бускето на средства, полученные Пизой в результате успешно проведенной военной компании против мусульман в сицилийском портовом городе Палермо. Интересно, что в тот же год началась масштабная реконструкция базилики святого Марка в Венеции, что может говорить о соперничестве между двумя морскими республиками за создание наиболее величественного храма. Уже в 1092 году собор упоминается как место служения примаса главного епископа в стране, однако освящен храм был только в 1118 году. Уже в первой половине 12 века собор был расширен архитектором Ринальдо, которому принадлежит проект нынешнего фасада, завершенного артелями скульпторов под руководством знаменитых мастеров Гульельмо и Бидуино. Во время сильного пожара, произошедшего в 1595 году, собор сильно пострадал, после чего была осуществлена его реставрация, в частности, были отлиты бронзовые ворота с участием скульпторов из мастерской Джамболоньи. Начиная с 17 века в храме появляются грандиозные полотна лучших мастеров своего времени, изображающие святых выходцев из Пизы. Это начинание финансируют успешные предприниматели города. В течение 19 века были произведены серьезные поновления внешнего и внутреннего убранств собора, многие скульптуры были заменены на копии (оригиналы сейчас в музее произведений Дуомо).

Здание храма, первоначально имевшее в плане вид греческого креста и купол над средокрестием, в настоящий момент превратилось в постройку в форме латинского креста с пятью нефами, апсидой и трансептом, который сам делится на три нефа.

Богатейший декор экстерьера включает отделку полихромным мрамором, мозаики и множество изделий из бронзы, которые были добыты в Палермо. Арки со стрельчатыми завершениями элемент влияния восточной архитектуры. Особенно роскошен западный фасад. Три его портала украшены мраморной резьбой. Над ними идут четыре открытые галереи, а наверху статуя мадонны с Младенцем и четыре евангелиста.

В средневековое время вход в собор осуществлялся через ворота святого Райнерия, расположенные за трансептом, напротив колокольни. Ворота были созданы в начале 12 века, и их украшает 24 сцены из Нового Завета, выполненные в виде рельефа на основе византийский иконографии (в настоящий момент оригинал дверей находится в музее произведений Дуомо, а на собор помещена копия). Слева от северных ворот фасада находится могила архитектора Бускето, заложившего собор.

Интерьер собора производит впечатление, сходное с тем, которое можно ощутить, находясь в большой мусульманской мечети. Это сходство обусловлено использованием высоких полукруглых и стрельчатых арок, чередующихся полос из белого и черного мрамора и необычного эллиптического купола. Более того, восточные влияния в конструкции собора идут дальше заимствования архитектурных мотивов: мощные колонны коринфского ордера, установленные между нефом и апсидой, это части мусульманской мечети в Палермо, привезенные в Пизу в 1063 году. В архитектуре собора проглядывают и очевидные византийские влияния, на которые, в частности, указывают двухъярусные стены нефов со сплошными гранитными колоннами. Кессонный потолок из позолоченного дерева был выполнен в 17 веке; он содержит росписи флорентийских художников и герб семьи Медичи. Средокрестие увенчано куполом, своды которого покрыты фреской Богоматерь во славе со святыми, выполненной в первой трети 17 века пизанскими мастерами Орацио и Джироламо Риминальди.

Монументальная мозаика Христос во славе с Богоматерью и святым Иоанном Богословом в главной апсиде была нанесена на стену в 1302 году и чудом сохранилась во время пожара 1595 года. Лик святого был выложен самим Чимабуэ это последнее творение выдающегося мастера сиенской живописной школы. Мозаика напоминает византийские образцы, а также имеет сходство с декором норманнских храмов на Сицилии. Среди средневековых произведений, уцелевших от пожара, стоит отметить фреску Богоматерь с Младенцем на триумфальной арке и находящийся под ней редкий для данного региона пол с мраморной инкрустацией в форме геометрического орнамента (12 век).

Особое внимание стоит обратить на жемчужину собора знаменитую кафедру, созданную Джованни Пизано в начале 14 века. Это многоугольное в плане сооружение содержит на каждой стороне рельефную композицию, рассказывающую об эпизоде из жизни Христа. В драматической экспрессии рельефов Джованни Пизано запечатлен религиозный порыв эпохи церковного обновления. Эти монументальные полотна в камне представляют собой уникальный для итальянского искусства синтез античных гуманистических форм и мощной эмоциональной, поистине готической выразительности, синтез, который впоследствии был под силу, быть может, только Донателло. Джованни не только создал яркий, энергичный образ Страстей Христовых, заметно превзойдя своего отца Николу Пизано в мастерстве и в художественной фантазии, он также обогатил архитектурно-скульптурные формы кафедры. К важным нововведениям относятся скругление поверхностей рельефов, использование кариатид, символизирующих добродетели, вместо колонн и консолей вместо арок для поддержания верхнего яруса кафедры. Кафедра Джованни Пизано заместила собой более раннюю кафедру работы Гульельмо (12 век), которую переместили в собор города Кальяри.

Другую кафедру, находящуюся около алтаря, украшают 27 эпизодов из Священной истории, которые были изображены виднейшими тосканскими живописцами, среди которых Андреа дель Сарто, Содома и Доменико Беккафуми.

В соборе много декора и утвари 17 века, среди которых выделяется большая дароносица около алтаря капеллы святейшего Таинства, сделанная известным скульптором Джованни Баттиста Фоджини. В одной из боковых капелл сохранилась икона 13 века Богоматерь с младенцем работы Берлингьеро Берлингьери.

Кроме того, в пизанском соборе хранятся мощи святого Райнерия, покровителя Пизы, а также находятся остатки могилы Генриха VII Люксембургского императора Священной Римской империи, умершего близ Сиены. Эта могила была создана Тино да Камаино в 1313 - 1315 годах, и сейчас различные ее части находятся в разных местах в правом рукаве трансепта, на фасаде, в музее произведений собора.

Собор, так же как и Пизанская башня, подвержен осадке в грунт. Это заметно, например, если обратить внимание на разницу между уровнями старой части нефа (у пресвитерия) и его продолжения (на запад в сторону фасада).


Комментарии и оценки