Город Пьетрасанта лежит примерно в 35 км к северо-западу от Лукки. Сейчас городок насчитывает около 25 тысяч жителей, раньше он был столицей исторической области Версилия, центром обработки мрамора и бронзы. Богатая этими материалами Версилия традиционно привлекала скульпторов.
Территория, на которой расположен город, была издревле обитаемой. Здесь встречаются археологические свидетельства пребывания этрусков, римлян, лангобардов. Город был заложен у подножия лангобардской крепости и небольшого поселения Сала в 1255 году. Основателем города был Гвискардо Пьетрасанта, занимавший высокий пост в Луккской республике. В честь своего основателя город получил имя Пьетрасанта. Долгое время между Луккой и Пизой шла борьба за эту важную территорию. Здесь проходила важная артерия средневековой Европы дорога паломников via Francigena, рядом находился порт Мотроне, территория была богата железом и серебром. В 1316 - 1328 годах Каструччо Кастракани, синьор Лукки, укрепил город, возведя стены и построив крепость Арригино. Остатки этих стен сохранились до сих пор. Зажиточным городом интересовались также генуэзцы и флорентинцы. В 1513 году при папе Льве X Медичи Пьетрасанта отошла Великому герцогству Тосканскому, в чьём составе она и продолжала оставаться до объединения Италии. В этот период важную роль в развитии города играл мрамор. Мрамор использовался для украшения дворцов и церквей, для создания скульптур (в т.ч. таким мастерам, как Микеланджело). В городе зародилась своя школа по обработке мрамора.
Исторический центр Пьетрасанты прекрасно сохранился. Собор, посвящённый святому Мартину, построен в смешанном, романско-готическом стиле (13 - 14 век). Он облицован местным белым мрамором. В соборе, в капелле правого трансепта, хранится почитаемое изображение так называемой Богоматери солнца. На доске изображена Богоматерь с младенцем и святыми, работа выполнена в стиле поздней готики и датируется 1424 годом. К собору примыкает капелла святого Гиацинта, приспособленная под баптистерий (17 век).
Церковь святого Августина, построенная в романском стиле (14 век), сейчас закрыта для богослужений. Рядом с ней поднимается колокольня в стиле барокко (1780). Рядом расположен двор бывшего монастыря августинцев.
Также на центральной площади можно видеть вечевую башню, называемую ещё Часовой башней. Башня возведена в готическом стиле и, вопреки традиции, стоит отдельно от Дворца Коммуны. На центральную площадь выходит Театр Коммуны, восходящий к 1652 году. Здесь же расположена колонна и фонтан Мардзокко, дворец Морони. Во дворце Морони размещается Археологический музей с богатой этрусской коллекцией.
Рядом с крепостью Арригино, названной Каструччо Кастракани в честь сына, расположены Пизанские ворота единственные из трёх ворот городской стены, сохранившиеся до сегодняшнего времени.
Чуть позади исторического центра города, на холме, возвышается лангобардская крепость Сала. Она была перестроена Каструччо Кастракани в 14 веке, а в 15 веке к ней был пристроен дворец Гуиниджи резиденция, где останавливались высокопоставленные особы. С крепости открывается прекрасный вид на Лигурийское побережье.
Комментарии и оценки