Церковь Богоматери за крепостными воротами (ее также называют церковью белой Богоматери) находится в центре Лукки, на площади piazza Santa Maria Forisportam, примерно в 300 м к северо-западу от городского собора.
Название, определяющее местоположение церкви, связано с тем, что с момента постройки и до 13 века церковь находилась вне крепостных стен, относящихся еще к римской эпохе (1 - 2 века нашей эры). Она стояла за восточными воротами крепостной стены. Римская крепостная стена проходила примерно по современным улицам via della Rosa и via dellAngelo Custode. Церковью белой Богоматери её называют за белую статую Богородицы главного алтаря.
В 8 веке епископ Лукки заложил монастырский комплекс с церковью и приютом для бедных паломников. Церковь была посвящена Богородице и освящена в 764 году. Лангобардская церковь базиликальной формы была небольшой, примерно 10 на 27 м вместе с апсидой. Двускатная крыша опиралась на деревянную ферму. Вскоре было решено расширить церковь. В 10 веке ширина церкви была уже 23 м, а длина 34 м.
В 11 12 веках здание вновь было расширено. Нынешнее здание церкви Богоматери за крепостными воротами восходит, в основном, к этой перестройке, завершённой около 1180 года. Тогда апсидальная часть церкви была перенесена, чтобы можно было увеличить площадь церкви. Стиль этой постройки можно определить как смешанный, ломбардский романский и луккско-пизанский романский. В 14 веке церковь была надстроена под руководством Микеле Арнольфини. В надстроенных стенах открывалось 18 окон (некоторые из них впоследствии были замурованы); проходя через них, свет освещал церковь. Был также добавлен северный портал с ведущей к нему лестницей. В 16 веке был возведён купол над главным нефом.
При Наполеоне (в конце 18 века) в помещениях монастырского комплекса были расквартированы французские войска. Церковь также была закрыта, картины и утварь должны были быть перевезены в церковь сервитов. Некоторые предметы были даже взяты на хранение горожанами. В 19 веке несколько раз проводились реставрационные и ремонтные работы: укреплялась конструкция, был переложен пол.
Первый ярус главного фасада и апсидальной части украшен аркатурой из ложных декоративных арок, опирающихся на полуколонны. В главном фасаде открываются три портала. Порталы обрамлены искусной декоративной резьбой и рельефами в тимпанах. Арки трансепта и боковых фасадов опираются на лизены. Под арками расположены ромбы. Второй и третий ярусы главного фасада украшены аркадами, при этом третий ярус сужен и поднимается над центральной частью фасада. Хорошо заметна надстроенная часть, выполненная из кирпича и необлицованная. Над первым ярусом апсидальной части поднимается архитравная лоджия. Ромбы, лоджии, аркады характерные черты луккского варианта пизанского романского стиля.
Внутреннее пространство церкви разделено на три нефа с трансептом и апсидой. Внутри церкви ещё сохранились средневековые колонны и капители, хотя во внутреннем убранстве церкви с течением времени происходили перемены. Многое внутри храма было переделано в 16 веке. К этому же периоду относятся две работы Гверчино, хранящиеся в церкви (Святая Луция и Вознесение Богоматери, 16 век).
Комментарии и оценки