«Двигаться, дышать, парить, плыть, получать то, что даришь, исследовать, путешествовать – это и значит ЖИТЬ»

-- Ганс Христиан Андерсон

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Аббатство святого Антима в Монтальчино

Читать
Аббатство святого Антима в Монтальчино (Abbazia di Sant'Antimo)
Предложить свои фото

Аббатство святого Антима в Монтальчино (Abbazia di Sant'Antimo)

Аббатство святого Антима - один из важнейших памятников романской архитектуры тосканского региона - находится на обширной территории коммуны Монтальчино (именно здесь производят знаменитое вино Брунелло), примерно в 10 км к югу от исторического центра Монтальчино (от Сиены - около 50 км на юг).

Аббатство святого Антима - один из важнейших памятников романской архитектуры тосканского региона - находится на обширной территории коммуны Монтальчино (именно здесь производят знаменитое вино Брунелло), примерно в 10 км к югу от исторического центра Монтальчино (от Сиены - около 50 км на юг).

Аббатство развилось из небольшой капеллы, построенной здесь в 4 веке. Во времена Каролингов здесь был важный перевалочный пункт на пути в Рим, в котором останавливались паломники, торговцы и войска империи. В 781 году сам Карл Великий распорядился построить здесь аббатство, которое вскоре получило статус имперского и поддерживалось серьезными финансовыми дотациями. К середине 11 века аббатство превратилось в мощный религиозный центр, под контролем которого находилось множество территорий с церквями, замками и монастырями во многих районах Италии.

В 12 веке здесь была возведена новая церковь по модели храма в бенедиктинском аббатстве Клюни. Для строительства сюда пригласили французских архитекторов. В конце 12 века предпринимались небезуспешные попытки подчинить аббатство святого Антима Сиенской Республике, в 1212 году четверть города Монтальчино перешла во владение Сиены, а к концу 13 века только пятая часть прежних владений в городе принадлежала монахам аббатства.

В 15 веке папа римский Пий II включил аббатство в новую епархию, созданную в родном городе папы Пиенце, поставив здесь епископом своего племянника. В результате этого преобразования начался постепенный закат аббатства, которое к 19 веку пришло в упадок: дошло даже до того, что его помещения, включая церковь, использовались под склады и стойла. Только в конце 19 века аббатство получило защиту правительства как памятник архитектуры, и его постепенно восстановили. Во второй половине 20 века в аббатстве были проведены реставрационные работы, а в девяностых годах здесь снова был открыт монастырь. Сейчас в монастыре живет восемь монахов, которые каждый день собираются в церкви, служат мессу и поют григорианские гимны.

Архитектура аббатства хранит свидетельства его долгой и насыщенной событиями истории. Из построек каролингского периода остались капелла, которая в данный момент служит ризницей церкви аббатства, руины зала капитула и монастырский дворик.

Апсида и фасад каролингской капеллы видны в экстерьере церкви. От ее древнего портала, который сейчас замурован, осталось только окно в форме люнета. На фасаде капеллы открывается дверь, ведущая в подземную крипту. Внутри капелла представляет собой однонефное прямоугольное в плане помещение, крытое крестовыми сводами. Стены его хранят фрески 14 века с изображением сцен из жизни святого Бенедикта Нурского.

Крипта, расположенная под капеллой, состоит из двух апсид восточной, расположение которой соответствует апсиде церкви, и западной, которая представляет собой полукруглую нишу. Шесть колонн поддерживают свод крипты и делят ее пространство на три нефа.

Сама церковь аббатства хорошо сохранилась, она целиком выстроена в романском стиле. Уже издали хорошо видна высокая башня колокольни, достигающая более 27 метров в высоту. Она была построена раньше церкви в 11 веке, но была гармонично включена в общий архитектурный ансамбль более поздних построек. Очень выразительны формы апсиды с ее двойными и одинарными окнами и тремя радиальными капеллами, украшенными скульптурными кронштейнами.

Фасад церкви выходит к западу и содержит большой, несколько углубленный портал, откосы которого украшены резными капителями; на дверной балке расположен рельеф с изображением виноградной лозы. Внутри церкви по бокам от портала стоят каменные львы, которые должны были поддерживать колонны портика.

Интерьер церкви представляет собой настоящий шедевр романской архитектуры. Помещение разделено на три нефа с десятью пролетами и завершено полукруглой апсидой с деамбулаторием элементом, почти не встречающимся в итальянской архитектуре этого периода.

Центральный неф отделен от боковых двумя сериями арок, установленных на колонны и пилястры. В первом пролете слева находится каменная купель, а на стене правого нефа фреска Иисус с мучениками. Здесь же можно видеть жемчужину романской скульптуры капитель с изображением ветхозаветного сюжета Святой Даниил в яме со львами, созданную мастером из Кабестани. Этим же мастером выполнен барельеф Мадонна с Младенцем и Евангелистами, который можно видеть на внешней стене колокольни.

За алтарем расположено большое деревянное распятие 12 века, которое чудом сохранилось до нашего времени и установлено на свое первоначальное место только в семидесятые годы 20 века. Это одно из первых распятий, где Христос изображен на кресте мертвым; глаза его закрыты, а тело передано с высокой степенью натурализма; его набедренная повязка украшена живописью и позолотой.

Между центральной и левой радиальными капеллами расположена фреска работы Спинелло Аретино (15 век), на которой можно различить изображения папы Григория Великого и святого Себастьяна.


Комментарии и оценки