Замок Маниаче один из важнейших средневековых монументов в Сиракузе (расположен на крайнем юге острова Ортигия, примерно в 700 м на юг от Кафедрального собора).
Название его связано с именем византийского генерала Георгия Маниака, которому на небольшой срок удалось в последний раз завоевать Сицилию для Византийской империи и изгнать оттуда арабов. В 1038 году он основал в Сиракузе порт и даровал городу двух бронзовых овнов, которые позже были установлены у входа в замок.
Сам замок был построен при императоре Фридрихе II в 1232-1240 годы придворным архитектором Риккардо да Лентини, которому также приписывают авторство знаменитого Кастель-дель-Монте.
Замок играл большую роль в политической и военной жизни Сицилии. В 1288 году здесь останавливался со своей семьей король Педро III Арагонский. В 1321 году в замке был собран сицилийский парламент. Почти до середины 16 века замок являлся резиденцией так называемой Королевской Палы обширных территорий, дарованных Фредериком в качестве свадебного презента своей супруге Элеоноре Анжуйской. После смерти последней здесь жила Констанция Арагонская и другие персоны королевской крови. В 1540 году в замке останавливался адмирал Андреа Дориа во время военной экспедиции против мусульман, организованной императором Карлом V. В конце 16 века замок вошел в качестве ключевого элемента в крепостные укрепления Ортигии.
В ноябре 1704 года здесь произошел мощный взрыв боеприпасов, из-за которого здание сильно пострадало: некоторые каменные блоки были отнесены ударной волной на несколько километров. После этого здесь был устроен склад, но в наполеоновскую эпоху военное значение замка было восстановлено, здесь разместили артиллерию. Крепость продолжала выполнять военные функции и после объединения Италии. Лишь в недавнее время замок отреставрировали и превратили в место проведения культурных мероприятий.
Во времена своего расцвета замок был практически неприступен. В него вел лишь подъемный мост. До нашего времени дошли его могучие стены и часть украшений портала, непривычно изысканных в контексте военной архитектуры.
Комментарии и оценки