«Предрассудки, нетерпимость и узколобость губительны для путешествий»

-- Марк Твен

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор

Читать
Кафедральный собор (Cattedrale di Santa Maria)
Предложить свои фото

Кафедральный собор (Cattedrale di Santa Maria)

На Дворцовой площади, расположенной в историческом квартале Кастелло, находится кафедральный собор города Кальяри, посвященный святой Марии.

На Дворцовой площади, расположенной в историческом квартале Кастелло, находится кафедральный собор города Кальяри, посвященный святой Марии.

В начале 13 века на холме, где сейчас находится собор, располагалась укрепленная цитадель. Имеются свидетельства, что церковь этой крепости была посвящена святой Марии и называлась Санта-Мария-ди-Кастелло.

В 1258 Пиза захватила и разрушила столицу Сардинии Санта-Иджу, прежняя кафедральная церковь святой Кикилии также была уничтожена. После этого церковь Санта-Мария-ди-Кастелло получила статус кафедрального собора.

В период с конца 13 века и в течение 14 века проводились работы по расширению здания собора: был построен широкий трансепт с двумя внешними порталами и квадратная апсида. Из дошедших до нас элементов соборного комплекса пизанского периода можно назвать квадратную в плане колокольню, боковые стены трансепта с окнами-розами и вторую капеллу слева от апсиды. Также с того времени сохранился главный портал с люнетом и архитравом, украшенным рельефом с листьями аканта. Северный портал трансепта содержит романский рельефный люнет, а южный портал украшен рельефом и пизанской скульптурой Богоматери с Младенцем начала 14 века.

В 1326 Арагон нанесли поражение Пизе и укрепился в Кастелло, положив конец строительству нового собора. В период арагонского владычества была выстроена вторая справа капелла апсиды, семиугольная в плане, и зонтичный свод.

В течение 15 и 16 веков в трансепте были сооружены другие капеллы, а между контрфорсами боковых нефов были проделаны небольшие розы. В тот же период были добавлены помещения ризниц по бокам пресвитерия.

В 1669 году было решено расширить и отреставрировать помещение, привести его в соответствие со вкусами эпохи барокко. Строительство велось под руководством Доменико Споторно и некоторое время архитектором Соларо. Было выполнено расширение центрального нефа, замена разделительных перегородок мощными пилястрами для опоры нового, более высокого бочарного свода центрального нефа и трансепта. В средокрестии был возведен высокий купол, размещенный на барабане. Между 1702 и 1704 был сооружен фасад по плану Пьетро Фоссати.

В 1902 году барочный фасад был разобран строители рассчитывали обнаружить под фасадом средневековые конструкции. Только в 1925 году был построен новый фасад в неороманском стиле (по образцу собора святого Мартина и церкви святого Михаила в Лукке) по проекту архитектора Франческо Джарриццо.

Интерьер собора разделен на три нефа и включает в себя гармоничное пространство трансепта. В плане собор имеет латинский крест. В боковых нефах находятся шесть боковых капелл. У входа расположены две элегантные кропильницы 17 века.

Пышный и грандиозный центральный неф тем не менее создает впечатление элегантности благодаря стройности и барочной легкости арок и пилястр, которые заменили восемь монолитных колонн прежней, романской церкви. Пол собора, украшенный инкрустацией из разноцветного мрамора, был переделан в 1956 году и повторяет рисунок покрытия 17 века.

Пресвитерий, окруженный многоцветной балюстрадой, был сооружен и декорирован сицилийским мрамором в 1614 году. Он поднимается над полом собора на полтора метра. Большой алтарь, находящийся здесь, сохранился со времен романской церкви Санта-Мария-ди-Кастелло. С 1615 по 1617 годы пресвитерий был поднят для поиска останков сардинских мучеников и создания крипты с обустройством там Святилища мучеников.

В Святилище мучеников можно спуститься по двум лестницам по бокам пресвитерия. В этой части собора расположено три капеллы: центральная капелла или капелла Мадонны Мучеников, капелла святого Люцифера (в которой находится 80 ниш с мощами и памятник Марии-Жозефине Савойской начала 19 века) и капелла святого Сатурнина.

У подножья лестницы пресвитерия четыре великолепно выполненных льва (середина 12 века), шедевры скульптуры романской эпохи. Львы символизируют четыре Евангелия, а животные, которых они хватают зубами, ереси.

В правом нефе особого внимания заслуживают два амвона (вторая половина 12 века) работы мастера Гульельмо, шедевры романской скульптуры. Несомненный интерес также представляет полиптих работы Микеле Каваро: в центре изображение Распятия Христа с разбойниками, ниже Богородица с Младенцем, вверху по сторонам Благовещение и внизу святые Иероним и Матфей (середина 16 века).

В левом рукаве трансепта находится любопытный Мавзолей Мартина II Арагонского, испанского инфанта, скончавшегося во время похода на Сардинию 1409 года. Мавзолей создан в конце 17 века.

В правом рукаве трансепта расположены капелла святого Исидора (1683) и капелла Мадонны Благодарения. Одной из наиболее замечательных в соборе является готическая капелла святого Таинства и святого Терния (14 век), или Арагонская капелла. Именно в ней находилось самое знаменитое живописное произведение в интерьере собора - Триптих Климента VII, приписываемый кисти великого фламандского живописца Рогира ван дер Вейдена (15 век). Сейчас триптих выставляется в зале капитула, в период празднования Успения Богородицы.


Комментарии и оценки