Кафедральный собор святого Петра находится в местечке Борутта, что примерно в 40 км юго-восточнее Сассари. С 1894 года храм, выполненный в романском стиле, является национальным памятником. Он расположен на холме вулканического происхождения.
Как свидетельствуют археологические находки, место, где стоит собор, было заселено еще во времена неолита. Из нескольких исторических документов известно, что в 12 веке на холме находилось поселение Соррес, место пребывания епископа. В 11711178 годах началось строительство кафедрального собора, посвященного святому Петру, которое завершилось в первой половине 13 века.
С 14 века, когда Сардиния перешла под управление Арагонской короны, последовал смутный период. Соррес был стерт с лица земли (от разрушения был спасен только собор и стоящий рядом дом священника), а его жители бежали в соседние города, в том числе в Борутту, которая стала новой резиденцией епископа.
Епархия Соррес была упразднена в 1505 году и включена в архиепископство Сассари. Собор и прилегающий к нему дом священника были заброшены и постепенно пришли в упадок, что привело к потере некоторых хранящихся в них произведений искусства и исторических документов.
В 19 веке была предпринята попытка реставрации, однако собор пустовал до 1947 года. В это время его избрали для основания бенедиктинского монастыря на Сардинии. С 1950 года началась реставрация древних помещений. Так появился современный комплекс, сложившийся благодаря бывшему Кафедральному собору (ныне церковь аббатства) и окружающим его монастырским постройкам в неороманском стиле.
С 1970 года в монастыре находится крупнейшая лаборатория по реставрации книг. В 1974 году монастырь Сан-Пьетро-ди-Соррес был возведен в ранг аббатства.
Церковь и монастырь расположены на плоскогорье на высоте около 540 метров над уровнем моря. Перед ними находится просторная площадка.
Фасад собора двуцветный, благодаря чередованию белого песчаника и темного базальта. Фасад обращен на запад и вертикально разделен на четыре уровня. Первый содержит портал, второй и третий отмечены аркадами и лоджиями, украшенными классическими ромбами, которые часто присутствуют в других церквях тосканской романской традиции.
На уступе порога портала вырезана надпись маэстро Мариане, указывающая, вероятно, имя мастера, который руководил работами. Боковые фасады и апсиды украшены слепыми арками.
Храм делится на три нефа восемью крестообразными колоннами. Они оформлены чередующимися полосками черного и белого камня и соединены между собой полукруглыми широкими арками.
Свет проникает в нефы с крещатыми сводами через монофоры, прорезанные по бокам здания, бифоры и круглое прорезное окно фасада. В левом приделе находится статуя Мадонны с младенцем 15 века, почитаемая как Богоматерь Соррес. На третьей колонне справа мраморный амвон в готическом стиле, выполненный, вероятно, не ранее 14 века.
В пресвитерий ведут несколько ступеней. За ним находится главный алтарь и хор, выполненный в 1967 году. В полукруглой апсиде ниша, епископская кафедра.
Зал капитула украшают 15 литографий с изображением Крестного пути работы художника 20 века Алиджи Сассу.
Комментарии и оценки