«Не все, кто странствуют, сбились с пути»

-- Дж. Р. Толкиен

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Город Бьелла

Читать
Город Бьелла (Biella)
Предложить свои фото

Город Бьелла (Biella)

Город Бьелла, столица одноимённой провинции на севере Пьемонта, располагается в предгорьях Альп, на расстоянии около 40 километров на северо-запад от города Верчелли.

Город Бьелла, столица одноимённой провинции на севере Пьемонта, располагается в предгорьях Альп, на расстоянии около 40 километров на северо-запад от города Верчелли.

История Бьеллы

Город Бьелла существовал уже в античный период, но в письменных источниках он впервые упоминается в 826 году. В 4 5 веках здесь появились первые христианские храмы, а в 10 веке поострена первая крепостная стена.

Во второй половине 14 века после долгой борьбы с миланским родом Висконти Бьелла попала под покровительство Савойского дома. В 16 17 веках Бьелла вместе с другими предальпийскими итальянскими городами оказалась втянута в франко-испанский военный конфликт. В течение нескольких десятилетий на рубеже 18 19 веков Бьелла входила в состав Франции, и только Венский конгресс возвратил её Савойской короне. Во второй половине 19 века город принимал активное участие в событиях Рисорджименто.

Кафедральный собор (Duomo di Biella)

Кафедральный собор Бьеллы, располагающийся в историческом центре города, посвящён святому архидиакону Стефану, который почитался как покровитель коммуны. Первый храм был воздвигнут на этом месте в романском стиле в 11 веке, от него до нашего времени сохранились только резные капители колонн, которые были использованы при строительстве новой церкви. В 1402 году в исполнение обета, данного горожанами во время эпидемии чумы 1399 года, вместо маленькой часовни была возведена огромная церковь святой Девы Марии.

В 1772 году церковь была выбрана в качестве кафедрального собора новой епархии Бьелла. В это время начался период активной реконструкции здания в неоготическом духе, завершившийся в 1803 году. Было расширено внутреннее пространство собора, добавлены два нефа и боковые капеллы, возведены ризница, зал капитула и устроено кладбище каноников. В 1826 году все нефы собора были удлинены, а перед главным фасадом выстроен арочный портик в неоготическом стиле.

Собор является традиционной трёхнефной базиликой с боковыми капеллами, перекрытой двускатной кровлей. Главный фасад собора представляет собой высокий портик с легкими стрельчатыми арками, опирающимися на пучки тонких колонок. Портик увенчивается изящной балюстрадой с готическими пинаклями, что вместе с украшающей арки ажурной декоративной резьбой зрительно облегчает конструкцию.

Просторные нефы собора, перекрытые крестовыми сводами, освещаются из окон купола над средокрестием. Интерьер церкви украшен росписями в технике тромплей, которая создаёт визуальные эффекты и с помощью оптической иллюзии превращает двухмерные изображения в выпуклые рельефы. В этой технике на стенах и сводах здания изображаются архитектурные детали, колонки, арки, рельефные композиции, которые кажутся не написанными на плоской поверхности, а вырезанными из камня.

Архитектурный ансамбль собора дополняют готическая колокольня и баптистерий в романском стиле 11 века.

Святилище Богоматери в Оропа (Santuario di Oropa)

Святилище Богоматери в Оропа располагается на расстоянии около 10 километров на северо-запад от города Бьелла в естественном амфитеатре на склоне горы Монте-Мукроне, на высоте около 1200 м.

Церковь Богоматери в Оропа основана в 4 веке святым Евсевием, епископом Верчелли. В веке здесь было создано святилище, крупный паломнический центр и обширный и эффектный архитектурный ансамбль, в строительстве которого в разное время принимали участие знаменитые архитекторы Пьемонта Филиппо Юварра и Гварино Гварини.

В настоящее время святилище в Оропа состоит из Королевских ворот, главного входа на территорию ансамбля, двух базилик (старой Нижней и новой Верхней) и 12 часовен, иллюстрирующих жизненный путь Богоматери, а также вспомогательных и жилых помещений.

Нижняя базилика, посвящённая почитаемому в округе образу Чёрной Мадонны, была возведена в 17 веке в исполнение обета жителей Бьеллы, данного во время страшной эпидемии чумы в 1599 году. За стройным двухъярусным фасадом в духе зрелого барокко открывается просторный трёхнефный интерьер. Важнейшей частью базилики является мемориальная капелла святого Евсевия 9 века, стены которой покрыты фресками на тему жизни Девы Марии, исполненными в 13 веке.

Верхняя базилика была построена в неоклассическом стиле в конце 19 первой половине 20 века. Её мощный фасад с четырёхколонным портиком и глубокими нишами гармонично сочетается с высоким лёгким куполом.

Часовни эдикулы были возведены в 17 начале 18 века, в интерьере часовен представлены сцены из жизни Богоматери. Верхняя часовня Коронование Богоматери (1633) является шедевром барокко работы Джованни дЭнрико, более 150 скульптур завораживают путешественника, прошедшего долгий путь до этой часовни.

В настоящее время святилище Богоматери в Оропа является не только значительным религиозным центром, но и музеем и популярным туристическим местом. Ансамбль святилища входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Прочие достопримечательности Бьеллы

Среди других достопримечательностей Бьелла отметим баптистерий святого Иоанна Крестителя, возведённый в начале 11 века в романском стиле. В плане он представляет собой квадрифолий с четырьмя полукруглыми апсидами, который увенчивается восьмигранным барабаном с изящной лантерной. Над порталом помещён античный мраморный барельеф с изображением двух путти, который был найден при строительстве баптистерия и повторно использован в его декорации. Простой и строгий интерьер баптистерия сохраняет фрагменты фресковой росписи начала 14 века.

К 11 веку также относится романская колокольня древней церкви святого Стефана, разрушенной в 1872 году. Она представляет собой высокую девятиярусную башню с изящными парными арочными окнами, увенчанную пирамидальной крышей с четырьмя пинаклями.

Церковь святого Себастьяна - интересный пример ломбардской ренессансной архитектуры. Церковь построена в 1504 1551 годах. Главный фасад церкви представляет собой трёхчастную композицию, разделённую резными мраморными пилястрами и увенчанную лёгким фронтоном. Над богато украшенными резьбой и рельефами порталами расположены круглые окна розы. В плане церковь имеет форму латинского креста, с тремя нефами. Центральный неф перекрыт полуцилиндрическим кессонированным сводом, покрытым гротесковой живописью начала 16 века с медальонами с изображением святых. В интерьере можно выделить ренессансные резные хоры и пюпитр середины 16 века с вставленными в него пластинками лиможских эмалей 13 века. В пресвитерии находится большой алтарный образ середины 16 века с изображением святого Себастьяна, святого Августина и святого епископа, а в главной капелле справа образ Успение Богоматери, написанный (1543; Бернардино Ланино).

Церковь святой Троицы в Бьелле, построенная в 1626 году, является ярким примером декорации интерьера в барочном духе. Современный фасад церкви был возведён в 1956 году, внутреннее пространство же сохранило декор 17 века и деревянный расписанный алтарь 1682 1684 годов с изображением сцены Коронования Богоматери.


Комментарии и оценки