«Мы можем умереть от скуки, можем умереть с перепоя, а можем …позволить себе немного приключений»

-- Терри Дарлингтон

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор

Читать
Кафедральный собор (Duomo di Cremona)
Предложить свои фото

Кафедральный собор (Duomo di Cremona)

Кремонский кафедральный собор Вознесения Богоматери, одно из наиболее значительных религиозных сооружений Северной Италии, находится на площади коммуны (Piazza del Comune), в самом сердце средневекового города, в его самой высокой точке.

Кремонский кафедральный собор Вознесения Богоматери, одно из наиболее значительных религиозных сооружений Северной Италии, находится на площади коммуны (Piazza del Comune), в самом сердце средневекового города, в его самой высокой точке.

Романская постройка с веками обросла готическими, ренессансными и барочными элементами. Дуомо был заложен в 1107 году, о чем свидетельствует надпись на камне, хранящемся над входной дверью в ризницу. Здание было повреждено во время сильного землетрясения 1117 года, сотрясшего весь север Италии. Работы были возобновлены в 1129 году.

Внешний вид собора претерпел существенные видоизменения. Изначально собор был лишен трансепта, имел три нефа, завершавшиеся тремя апсидами, центральный из которых имел стропильное перекрытие. Кирпичный фасад прорезал единственный портал. В 13 веке был пристроен трансепт и возведены готические своды в центральном нефе. В начале 14 века было завершено строительство колокольни, преобразованной из оборонительной башни. В начале 15 столетия были возведены своды центрального и боковых нефов и трансепта. К 1430 году была завершена роспись сводов трансепта сценами из Ветхого Завета. В конце 15 века была надстроена центральная часть фасада с двумя волютами и треугольным фронтоном. В 16 веке виднейшие мастера эпохи, среди которых Боккаччо Боккаччино, Порденоне и Бернардино Гатти, покрывают стены собора монументальными фресковыми циклами.

Просторная площадь, позволяющая обойти собор со всех сторон, была организована в конце 19 начале 20 веков, когда были снесены сооружения, примыкавшие к собору и портившие его внешний вид.

Фасад Дуомо являет собой изящное переплетение архитектурных элементов различных эпох. Изначально он был выложен из кирпичей и имел двускатное завершение. В 13 веке фасад облицовывают мрамором, возводят два яруса лоджий, Джакомо Поррата да Комо вырезает ажурную розу. В 1283 году над романским порталом надстраивается элегантный готический протир, опирающийся на фигуры лежащих львов работы Джованни Боно да Биссоне (фото). На откосах центрального портала от первоначальной постройки сохранились четыре барельефа с изображением пророков Иеремии, Исайи (фото), Даниила и Иезекииля работы мастеров круга Вилиджельмо, которому принадлежат великолепные рельефы собора в Модене (12 век). Над аркой протира помещен фриз с изображением аллегории месяцев года (13 век), в котором явно прослеживается влияние аналогичного цикла, украшающего баптистерий Пармы работы Бенедетто Антелами. Протир увенчан небольшой лоджией, в трех пролетах которой установлены статуи Мадонны с младенцем и покровителей Кремоны святого Имерия и святого Гомобона (фото).

Элегантный ренессансный портик, объединяющий фасад собора с колокольней, был построен в конце 15 начале 16 веков по проекту архитектора Лоренцо де Тротти на месте деревянного портика, связывавшего собор еще и с баптистерием. Парапет украшают десять каменных скульптур защитников города (1726).

Реконструкция верхней части фасада была также проведена в эпоху Возрождения. В 1491 году Альберто Маффиоло да Каррара надстраивает аттик с четырьмя статуями святых в нишах, треугольный фронтон, волюты и центральный шпиль.

Боковые фасады собора выложены из красного кирпича и украшены открытыми лоджиями. Фасад северного рукава трансепта был завершен в 1288 году (в 1319 году реставрировался после землетрясения), фасад южного рукава трансепта (фото) был достроен в 1374 году. Оба фасада, имеющие двускатное завершение и увенчанные пинаклями, декорированные трифориями, квадрифориями и розами, представляют собой прекрасный образец ломбардской готики.

Над зданием собора возвышаются многочисленные башенки-шпили, вызывающие реминисценции с северными храмовыми постройками. Всего над собором построено десять башен: по три над боковыми фасадами, две над апсидами и две над главным фасадом. Изначально над главным фасадом было три башни, однако во время реконструкции верхней части фасада в конце 15 века центральная башня была снесена и на ее месте была построена существующая по сей день изящная башенка, выполненная в духе архитектуры Браманте.

Интерьер собора поделен на три нефа мощными крестообразными в плане колоннами, на которые опираются тяжеловесные романские полуциркульные арки. Нефы и трансепт перекрыты крестовыми стрельчатыми сводами, заменившими в 14 веке оригинальные романские своды. Все три нефа завершаются полукруглыми апсидами. Под пресвитерием находится просторная трехнефная крипта (фото), построенная еще в романскую эпоху и реконструированная в 1606 году по проекту Франческо Лауренци. В крипте хранится саркофаг с мощами святого Гомобона.

Фресковые росписи собора, созданные разными мастерами в первые два десятилетия 16 века, являются одной из наиболее важных страниц в художественной культуре Ломбардии этого периода. Начал работы Боккаччо Боккаччино. В 1506-1507 годах он пишет в конхе центральной апсиды Спасителя с покровителями города святыми Марцеллином, Имерием, Гомобоном и Петром, а также Благовещение на триумфальной арке, впоследствии утраченное. На левой стене центрального нефа представлен богородичный цикл, на правой стене страстной цикл. Боккаччино принадлежат первые четыре композиции со сценами из жизни Богоматери (1512-1516). В 1515 году к нему присоединяются другие художники. Джованни Франческо Бембо пишет над пятым арочным пролетом Поклонение волхвов и Введение во храм, а год спустя Альтобелло Мелоне создает Избиение младенцев и Бегство в Египет, а также первые пять композиций со сценами Страстей на противоположной стене. В 1519 году Джироламо Романино продолжил работу, но его быстро сменил Джованни Антонио де Саккис по прозванию Порденоне, который расписал последние три пролета на правой стене центрального нефа. Порденоне также принадлежит грандиозное драматическое Распятие (фото) на западной стене собора и расположенная под ним сцена Снятия с креста. Завершил программу росписей Бернардино Гатти, написав на западной стене Воскрешение Христа.

Справа от главного алтаря находится капелла Святейшего Таинства (Capella del Santissimo Sacramento), которая была создана в 1633-1634 годах по проекту Карло Натали. Алтарь из разных пород мрамора с серебряными вставками был выполнен мастером Джован Баттиста Тротти по прозванию Молоссо.

С левой стороны от главного алтаря расположена капелла Мадонна-дель-Пополо (народной Мадонны). Изначально капелла была посвящена Иоанну Крестителю, современное название она получила в 1750 году, когда в нее была перенесена древняя статуя Богоматери с младенцем, находившаяся ранее в главном алтаре. Сейчас главный алтарь украшает Вознесение Богоматери, деревянная скульптурная группа, созданная в конце 18 столетия.


Комментарии и оценки