Лоди-Веккьо или Старое Лоди расположено примерно в 6 км к западу от центра Лоди. Главной достопримечательностью Старого Лоди, пожалуй, является старинная базилика. Этот храм называют базиликой Двенадцати апостолов или базиликой святого Вассиана. Базилика стояла на окраине старого города, Лаус-Помпеи.
Базилика, посвящённая двенадцати апостолам, была освящена первым епископом Лоди, Вассианом, в 378 году. На церемонии освящения первого христианского храма в основанной тогда же епархии присутствовали епископ Милана, святой Амвросий, и епископ Комо, святой Феликс. Посмертно епископ Вассиан был причислен к лику святых и стал считаться покровителем Лоди. Он был похоронен в базилике (413), и её стали называть базиликой святого Вассиана. Храм стоял недалеко от моста через Силларо, у разветвления дороги: от базилики дорога разделялась, одна вела в Пьяченцу, другая в Кремону. Дважды миланцы разрушали Старое Лоди (1111, 1158), но базилика оставалась нетронутой. Когда после второго разрушения город был перенесён на новое место, останки святого покровителя были перезахоронены в крипте собора Нового Лоди.
В 14 веке храм в Старом Лоди был перестроен в стиле ломбардской готики. Постепенно базилика приходила в упадок. В конце 19 века базилика была объявлена национальным памятником (1875) и отреставрирована. Следующие восстановительные работы были предприняты в середине 20 века.
Готический фасад базилики и её внутреннее убранство восходят к реконструкции 14 века. Кое-где видны более ранние романские структуры, но от раннехристианской базилики почти не осталось следов. Трёхчастный фасад храма сложен из кирпича. В фасаде открываются монофоры, круглые оконца и сквозные бифоры. Портал обрамлён полукруглой аркой. Над порталом находятся розетка и монофора. Выше расположена эдикула со статуей святого Вассиана. Статуя представляет копию с оригинала, хранящегося в соборе Лоди. Над фасадом поднимаются шпили в виде башенок. Силуэт карниза повторяет аркатура орнамент из переплетающихся полукруглых арочек.
Храм имеет базиликальный план. Внутреннее пространство разделено мощными пилонами на три нефа. Внутри церковь украшена цветочными узорами и геометрическими орнаментами. Стены базилики покрыты многочисленными фресками и рельефами (14 век). Благодаря тому, что в церкви сохранилось нетронутым убранство 14 века, хорошо прослеживается общий композиционный замысел. Он был создан, по-видимому, под руководством одного мастера, продумавшего циклы росписей и их сочетание с орнаментами, подчеркивающими архитектонику здания.
Комментарии и оценки