«Желание путешествовать — один из самых обнадеживающих симптомов жизни»

-- Агнес Реплье

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Вилла Ланте

Читать
Вилла Ланте (Villa Lante)
Предложить свои фото

Вилла Ланте (Villa Lante)

Вилла Ланте, раскинувшаяся на живописных холмах в местечке Баньяйя в 5 километрах к востоку от исторического центра Витербо, является одним из самых выдающихся образцов дворцово-паркового искусства позднего ренессанса.

Вилла Ланте, раскинувшаяся на живописных холмах в местечке Баньяйя в 5 километрах к востоку от исторического центра Витербо, является одним из самых выдающихся образцов дворцово-паркового искусства позднего ренессанса.

Строительство виллы было начато примерно в 1568 году по поручению кардинала Франческо Гамбара на месте охотничьего парка, разбитого в 1498 году витербским епископом кардиналом Риарио. Гамбара задумал превратить этот парк в живописную виллу с регулярным садом и фонтанами. Проект виллы, за неимением точных документальных свидетельств, приписывается великому итальянскому архитектору Джакомо да Виньола. При жизни кардинала Гамбара были довольно быстро построены первый дворец (палаццо Гамбара) и верхний сад. После его смерти в 1587 году его преемником стал племянник папы Сикста IV кардинал Алессандро Перетти ди Монтальто, завершивший строительство виллы и давший свое имя второму дворцу (палаццо Монтальто). В 1656 году вилла перешла в руки к герцогу Бомарцо Ипполито Ланте Монтефельтро делла Ровере, и в связи с этим вошла в историю под названием вилла Ланте. В 1772 году кардинал Федерико Марчелло Ланте реорганизует городскую площадь Piazza Venti Settembre перед центральным входом на виллу и реконструирует входные ворота, украшенные папскими и епископскими гербами.

Вилла Ланте состоит из двух расположенных симметрично по отношению к центральной оси садового ансамбля небольших дворцов. Несмотря на то, что они строились с промежутком в 30 лет и для разных владельцев, они практически идентичны. Квадратные в плане здания имеют два этажа: первый этаж прорезают большие рустованные арки, на втором этаже каждого фасада устроены три окна с чередующимися полукруглыми и треугольными сандриками (фронтончиками). Во втором ярусе повторяется мотив арок, но здесь они менее акцентированы. Кроме того, каждое окно обрамлено двумя пилястрами. Под самой крышей по всему периметру здания идет рельефный фриз с гербами владельцев. Над черепичной крышей дворцов возвышаются квадратные в плане башенки с полуциркульными окнами и четырьмя пилястрами на каждой стороне.

Заметно различаются фресковые росписи двух дворцов, как по сюжетам, так и по манере исполнения: буйство красок на фресках дворца Гамбара подчеркивает архитектурные членения интерьера, в то время как плавно переходящие в лепной декор фрески дворца Монтальто создают эффект обмана зрения. Стены лоджии дворца Гамбара украшают виды наиболее значительных вилл 16 века, расположенных в регионе Лацио, и гротески работы Раффаэлино да Реджо. Комнаты охоты и рыбной ловли расписаны пейзажами художником Антонио Темпеста. На втором этаже находится Благовещение работы Ридольфо дель Гирландайо, картоны для гобеленов Романелли. Лоджию дворца Монтальто украшают росписи, в которых автор ловко оперирует ренессансной перспективой, а также картины с морскими видами работы Агостино Тасси. На втором этаже потолок гостиной украшают прямоугольные и овальные картины с изображением богинь работы дАрпино. Потолок одной из второстепенных комнат, окружающих гостиную, богато декорирован лепниной и сценами из жизни Моисея, а также гербом Монтальто.

Главной же достопримечательностью виллы Ланте является итальянский сад с его геометрическими зелеными узорами и всевозможными фонтанами и гротами, живописно поднимающийся по склону холма. Для создания этой водной гармонии был специально приглашен из Сиены специалист по гидравлике Томмазо Кируки.

Прямо за входной аркой находится прямоугольный партер, обнесенный с трех сторон высокими живыми изгородями из самшита, в самой его глубине виднеются два дворца. Искусно смоделированные небольшие кустарники самшита создают причудливый узор. В самом центре партера находится Фонтан Мавров работы Джамболоньи, окруженный четырьмя бассейнами с каменными лодками, разделенными дорожками с парапетами, украшенными каменными ананасами и декоративными вазонами. Четыре мавра держат на вытянутых руках герб Монтальто.

Над партером за дворцами, отгороженные дубами и платанами, на склоне холма примостились несколько террас, на которых устроена целая серия фонтанов. На первой террасе взгляду посетителей открывается между двух лестниц фонтан Лампад, из 70 светильников которого бегут тонкие струйки воды. По сторонам от него находятся гроты Венеры и Нептуна. На следующей террасе находится фонтан Трапеза кардинала, длинный каменный стол для банкетов, в центре которого течет вода. Кардинал Гамбара устраивал здесь пикники для своих гостей. В глубине террасы находится Фонтан Гигантов с двумя скульптурными аллегориями рек, в который стекает вода из фонтана Цепь, расположенного на следующей террасе. Цепь, излюбленный мотив Виньолы, который он использует также на вилле Фарнезе и вилле дЭсте, образуют сцепленные клешни рака (рак эмблема кардинала Гамбара), по которым струится ручеек воды. Затем следуют фонтан Дельфины, окруженный изгородями из самшита, фонтан Потоп (Стена дождя), воды которого ниспадают из грота, по сторонам от него находятся лоджии Муз.

За оградой виллы Ланте находится Фонтан Пегаса, овал которого обнесен балюстрадой, а с одной стороны возвышается высокая изогнутая стена, украшенная женскими бюстами, в центре фонтана помещен вставший на дыбы крылатый конь.


Комментарии и оценки