В северной части Казертавеккьи, старого города Казерты, находится собор святого архангела Михаила здание, необычно сочетающее романский и готический стили южной Италии.
Первая церковь, вероятно, была построена на этом месте лангобардами в 7 веке, как и вся крепость Казертавеккья. Строительство собора начинается при норманнах, после 1113 года, закончено довольно быстро в 1153 году, и в этом же году собор освящен, как гласит надпись на архитраве центрального портала. Следующий период строительства и реконструкции относится к первой половине 13 века, тогда выполнен трансепт, надстроен купол и сооружена колокольня. В 16 веке с северной стороны к собору пристроена квадратная капелла, а в 18 веке романское внутреннее убранство собора сменяется барочным: поверх фресок выполнены стукко, в боковых нефах установлены алтари, сделан деревянный резной потолок. В 1841 году собор теряет звание кафедрального как результат длительного упадка Казертавеккьи после строительства новой Казерты вокруг Королевского дворца. Лишь в 1926 году реставрация возвращает собору его первоначальный облик, который можно увидеть сегодня.
Стиль собора романский, испытавший большое влияние принесенной в Казерту норманнами романской архитектуры Сицилии, которая в свою очередь вобрала в себя элементы и византийского, и арабского зодчества. Также заметно влияние стиля соседнего аббатства Монтекассино и некоторых стилевых течений северной Италии. Построен собор из местного охристо-серого туфа, с которым контрастирует белоснежный мрамор. Единственным украшением простого фасада являются мраморные окна и три портала с высокими архитравами, поддерживаемыми фантастическими животными (фото). На фронтоне скрещивающиеся арки образуют необычный узор, который повторяется на колокольне и тибурии, карниз из маленьких арок также повторяется на других фасадах и в других частях здания. С правой, южной стороны фасада возвышается 32-метровая пятиярусная колокольня, завершенная в 1234 году, при императоре Фридрихе II, о чем гласит памятная надпись. На трех средних ярусах расположены бифоры различной формы, по верхнему ярусу идет карниз из арок, схожий с карнизом собора, а в его углах расположены четыре небольшие башенки (фото). Стрельчатая арка первого яруса обеспечивает проход к замку.
В плане собор имеет вид латинского креста, неф трехчастный и первоначально завершался пресвитерием и тремя апсидами. Центральный неф отделен от боковых нефов 18 мраморными колоннами с разными капителями, что говорит об их происхождении из разрушенных римских зданий. Кровля нефа покоится на деревянных перекрытиях. Готические трансепты с тремя апсидами имеют крестовый свод с массивными ребрами, в месте пересечения нефа и трансептов расположен купол на высоком восьмиугольном барабане. Снаружи купол скрыт также восьмиугольным тибурием. Все арки собора полукруглые за исключением одной стрельчатой, соединяющей неф с трансептами. Из внутреннего убранства собора заслуживают внимания сохранившиеся фрески 14 века в первой капелле справа. Скорее всего, первоначально капелла была посвящена святому Христофору, сейчас она служит баптистерием в центре помещена каменная купель 12 века. Также к 14 веку относится фреска неизвестного живописца сиенской школы Мадонна с младенцем, сохранившаяся на южной стене нефа. А скульптура Мадонна с младенцем, стоящая у стены, взята из предшествующей лангобардской церкви.
В трансептах можно увидеть два надгробия 14 века в стиле Тино да Камаино, а кафедра относится к 17 веку, но ее верхняя часть составлена из двух амвонов начала 13 века. Мозаичный пол перед алтарем также выполнен в первой половине 13 века, и встречающиеся среди различных животных орлы, скорее всего, символизируют императора Фридриха II. Пол алтарной части также мозаичный, вероятно, для него использовались части средневековых амвонов. Над алтарем центральной апсиды находится деревянное распятие начала 16 века. Из барочного интерьера собора сохранилась лишь одна капелла у северной стены.
Комментарии и оценки