Город Амальфи расположен на побережье одноименного залива Тирренского моря. Он находится примерно в 25 км к юго-западу от Салерно. В прошлом Амальфи была влиятельной морской республикой, это один из самых живописных европейских городков, с многочисленными домиками, облепившими скалистые склоны холма на самом берегу лазурного Тирренского моря.
Кафедральный собор Амальфи важнейшая достопримечательность города - посвящён святому Андрею и стоит на largo Filippo Augustariccio.
Сначала в Амальфи было две трёхнефных базилики. Они стояли рядом и восходили к 9 веку. В начале 13 века две базилики были объединены в одну, пятинефную. Собор также перестраивали в 16 веке, а затем в 18 веке. Фасад в неоготическом стиле был построен архитектором Эррико Альвино в 19 веке, после обрушения старого фасада собора (1861).
К собору поднимается высокая лестница. Фасаду предшествует неоготический портик, соединяющий собор с колокольней, Райским двором и церковью-капеллой распятия.
Колокольная башня в романском стиле восходит к 12-13 векам. В башне открываются бифоры и трифоры. Верхний ярус выполнен в арабо-норманнском стиле и украшен мозаичным орнаментом в технике майолики.
Церковь распятия, восходящая к раннему Средневековью (до 833 года), была переделана в эпоху барокко. Затем, при реставрации 1931 года, барочные добавления были убраны. На несколько десятков лет церковь была покинута. В 1996 году она была вновь открыта после проведения восстановительных работ. Внутреннее пространство капеллы разделено на три нефа колоннами. Над арками, опирающимися на колонны, возвышаются эмпоры. В церкви сохранились римские саркофаги, фрагменты фресок 13 века, некоторые образцы готического искусства, остатки мозаики. Многие предметы и произведения искусства, ранее украшавшие этот храм, были перенесены в музей собора.
Райский двор настоящий уголок Востока. Двор обрамлён галереей, представляющей собой квадрипортик. Стрельчатые арки, отделанные резьбой в арабо-норманнском стиле, опираются на изящные сдвоенные колонны. Двор был построен в 1266-68 годах. В Райском дворе хоронили знатных жителей Амальфи.
По сторонам от двора находится шесть капелл, украшенных фресками (14 век) и несколько римских саркофагов. В 17 веке двор был заброшен. Его отреставрировали и открыли для публики в 1908 году.
Внутреннее пространство собственно собора имеет базиликальный план с трансептом и апсидой. Люнет над входом в собор расписан Доменико Морелли и Паоло Ветри (19 век), бронзовая дверь выплавлена в Константинополе. Убранство собора было переделано в эпоху барокко: стены облицованы мрамором, над нефами поднимается кессонный потолок. Главный алтарь выполнен в барочном стиле. В главном нефе следует обратить внимание на большое деревянное распятие (13 век). В капеллах собора можно видеть произведения искусства, относящиеся к готическому периоду и эпохе Возрождения.
Представляет интерес музей собора. В нём выставлены церковная утварь и предметы культа из сокровищницы собора, редкие изделия мастеров неаполитанской ювелирной школы, фрагменты мозаик собора.
Главная реликвия собора, мощи святого Андрея, находится в крипте. Мощи святого были привезены в Амальфи в 1208 году, после четвёртого крестового похода. Крипта была переделана и оформлена в стиле барокко (17 век). Стены крипты покрыты фресковым циклом Страсти Христовы, обрамлённым изящной лепниной. Главный алтарь крипты сделан мастером Доменико Фонтана (1543 - 1607). Тем же мастером сделана и серебряная рака, в которой хранятся мощи святого. Бронзовая статуя святого работа Микеланджело Наккерино (1604).
Комментарии и оценки