Город Кава-де-Тиррени лежит приблизительно в 8 км к северо-западу от центра Салерно. Главная достопримечательность города старинное аббатство пресвятой Троицы. Монастырь стоит на холме, на высоте 400 м над уровнем моря, примерно в 3 км от центра города.
Основателем обители был Алиферио Паппакарбоне. Он происходил из знатного лангобардского рода, жившего в Салерно. Алиферио сначала стал монахом клюнийского монастыря, но затем решил вести отшельническую жизнь и в 1011 году удалился в пещеру у подножия горы Финестры. Вокруг Алиферио собралась группа отшельников. Они поселились в монастыре, стоявшем неподалёку. Под базиликой до сих пор можно видеть остатки старинных зданий, в том числе датируемых 1 веком нашей эры. Монастырь был основан в 988 году Люцием, монахом из Монтекассино, поселившимся близ пещеры ещё до Алиферио и прожившим там какое-то время.
К 1025 году Алиферио достроил церковь. Вскоре аббатство получило от салернских правителей окрестные земли и различные привилегии. Первые триста лет существования аббатства были золотым веком обители. Четыре первых аббата были причислены к лику святых, следующие восемь аббатов были объявлены блаженными. Третий аббат, Пьетро, который приходился Алиферио внуком, расширил монастырь, организовал орден Кавы. Сотни церквей по всему югу Италии подчинялись аббатству в Каве. В монастыре насчитывалось более 3 000 монахов. Тогда же, при Пьетро, обитель посетил папа Урбан II и освятил базилику (1092). Аббаты подчинялись только непосредственно папе, а папы настолько доверяли аббатству, что отправляли туда, как в тюрьму, некоторых антипап.
В 14 веке начал чувствоваться некий упадок. Ещё заказывали прекрасные произведения искусства для украшения церкви и обители, но духовное и религиозное влияние уменьшилось. В 1394 году папа Бонифаций IХ провозгласил Кава-де-Тиррени городом, а церковь аббатства получила статус кафедральной церкви. Резиденцией епископа Кавы должно было быть аббатство. Во главе монастыря теперь должен был быть приор, а не аббат. В 1431 году епископов сменили аббаты - коммендаторы. Они управляли аббатством удаленно, что, конечно же, сказалось - монастырь постепенно приходил в упадок.
Возрождение началось при последнем коммендаторе, кардинале Оливьеро Карафе (1485-1497). Он провёл ряд реформ, епархия Кавы и монастырь были разделены, в монастыре снова возродилась духовная жизнь, пробудился интерес к наукам и искусствам. В 16-18 веках аббатство было реконструировано. При аббате Джулио де Пальма (1756-1763) были перестроены церковь, семинария, другие помещения монастыря.
При Наполеоне монастырь был распущен, но аббат Карло Маццакане остался, получив должность начальника охраны. С ним остались 25 охранников-монахов. Возможно, благодаря этому и сохранился уникальнейший архив монастыря, насчитывающий 15 000 пергаментов и 60 000 томов. Среди манускриптов, пергаментов и старинных книг архива редчайшие лангобардские рукописи 8 века. Вскоре после принятия закона о роспуске религиозных орденов (1867), аббатство было объявлено национальным памятником, заботу о котором поручили монахам аббатства.
За почти тысячелетние существование монастыря в нём было создано и собрано много произведений искусства: памятники архитектуры, фрески, мозаики, саркофаги, скульптуры, картины, рукописи. Базилика монастыря, построенная в 11 веке, была существенно перестроена в 18 веке по проекту архитектора Джованни де Гаицо. Старая базилика была снесена. От изначальной церкви сохранились амвон, украшенный мозаикой в стиле мастеров Космати (12 век); капелла святых отцов, облицованная цветным мрамором в 1641 году. В капеллах базилики хранится мраморная панель, украшавшая когда-то алтарь (11 век), и скульптуры резца Тино ди Камаино (14 век). Также в капеллах можно видеть пол, выложенный майоликой (15 век).
13 веком датируется монастырский двор со сдвоенными мраморными колоннами. К монастырскому двору примыкает Старый капитульный зал (13 век) выполненный в готическом стиле. Стены зала расписаны фресками разных эпох, тут же собраны различные саркофаги. Новый капитульный зал был размещён в помещении, которое до 1761 года служило ризницей. Резные сиденья нового зала датируются 16 веком, фрески 17 веком, майолика пола 18 веком. На стенах лангобардского кладбища остатки фресок, приписываемых Андреа Сабатини (16 век). Крипта датируется 12 веком, но использованные для её постройки колонны восходят к 9-10 векам. Примечательна подземная капелла святого Германа (1280).
В просторном зале 13 века, в былые времена относившемся к гостевым помещениям аббатства, сейчас размещён музей. Среди экспонатов: шкатулка из слоновой кости (11 век); полиптих, приписываемый Андреа Сабатини (16 век); образ Богоматерь со святыми (15 век, сиенская школа); нумизматическая коллекция, в которой представлены лангобардские и норманнские монеты. В музее также представлены археологические находки, майолика, миниатюры и др.
Комментарии и оценки