«У настоящего путешественника нет определенного плана и намерения куда-либо приехать»

-- Лао-Цзы

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Монастырский комплекс святого Стефана

Читать
Монастырский комплекс святого Стефана (Monastero di Santo Stefano)
Предложить свои фото

Монастырский комплекс святого Стефана (Monastero di Santo Stefano)

Монастырский комплекс святого Стефана расположен в историческом центре Болоньи. Комплекс, называемый также Семь церквей, расположен на piazza Santo Stefano, примерно в 500 м от главной площади города Пьяцца Маджоре.

Монастырский комплекс святого Стефана расположен в историческом центре Болоньи. Комплекс, называемый также Семь церквей, расположен на piazza Santo Stefano, примерно в 500 м от главной площади города Пьяцца Маджоре.

Легенда гласит, что комплекс, чьим прообразом послужил Храм Гроба Господня в Иерусалиме, начали возводить по инициативе епископа Петрония. Он был епископом в Болонье в 431-450 годах. Посмертно Петроний был причислен к лику святых, он считается святым покровителем Болоньи. Комплекс возводился на месте древнего языческого храма Изиды. Исторические исследования подтверждают древность построек.

Церковь Иоанна Крестителя или Распятия восходит к 8 веку, церковь Гроба Господня (или Голгофы) датируется приблизительно 5 веком (перестроена в 12 веке). Именно в этой церкви похоронен святой Петроний. Церковь святых Виталия и Агриколы также была построена в 5 веке (перестроена в 8 веке и затем в 11 веке). К сожалению, многочисленные неудачные (19 - начало 20 века) реставрации сократили число традиционных семи церквей до четырёх. Четвёртая церковь церковь Мартириум (Мученичества). Она известна также как церковь Троицы. Точная датировка здания представляется затруднительной. Вероятно, первоначально именно в этой церкви были захоронены мученики Виталий и Агрикола (отсюда название Мартириум). С приходом лангобардов церковь была преобразована в баптистерий. В 9-10 веках комплекс пришёл в упадок. В 11 веке монастырь перешёл к бенедиктинцам, тщательно восстанавливавшим здания на протяжении 11-13 века. Романские черты, приданные постройкам во время этих восстановительных работ, до сих пор характеризуют внешний архитектурный стиль комплекса. Фасады церквей Распятия Господня (справа), Гроба Господня (в центре) и святых Виталия и Агриколы (слева) выходят на площадь. Небольшой двор, Дворик Пилата, расположенный за церковью Гроба Господня, ведёт к церкви Троицы. Средневековый монастырский двор, расположен рядом с церковью Троицы.

Церковь Распятия Господня построена лангобардами (8 век). Позднее церковь перестраивалась. Самые старые части церкви романские стены и крипта (1019). Над однонефным пространством поднимается свод под фермой крыши. Алтарная часть, к которой ведёт лестница, поднимается над криптой. Крипта разделена колоннами различной формы на пять нефов. По легенде, высота одной из колонн от основания до капители точно соответствует росту Христа (около 170 см, что по тем временам считалась высоким ростом). В крипте хранится урна, где находились останки святых Виталия и Агриколы. В церкви можно видеть скульптурную группу Оплакивание Христа (18 век, Анджело Габриелло Пио, левая сторона нефа церкви), Распятие (1380, Симоне деи Крочифисси, алтарная часть церкви), фрески Мученичество святого Стефана (15 век, стены церкви). Стены крипты также украшены фрески. Изображения святых Виталия и Агриколы датируются 16 веком. Небольшая фреска Богоматерь снега приписывается Липпо ди Дальмазио (15 век, крипта).

Церковь святых Виталия и Агриколы восходит к 5 веку и является одной из первых болонских церквей. В 8 веке для обновления церкви были использованы материалы римской эпохи (ионические капители; мозаичный пол). В 11 веке была проведена очередная реставрация. Здание приобрело романский облик. Фасад разделён на три части. Здание имеет базиликальный план без трансепта. Изначально церковь была посвящена святому Петру, но затем её посвятили святым Виталию и Агриколе первым мученикам из Болоньи, погибшим в 305 году. Останки святых покоятся в средневековых саркофагах.

Церковь святого Гроба Господня построена в 11 12 веках. 12 мраморных и кирпичных колонн отгораживают центральную часть церкви, образуя внутреннюю часовню (эдикулу), где хранились мощи святого Петрония. Мощи святого в 2000 году были перенесены в базилику святого Петрония. В церкви находится источник, олицетворяющий воды Иордана. По археологическим данным, этот же источник был священным источником храма Изиды. Скорее всего, именно церковь Гроба Господня возведена на месте храма Изиды. 7 колонн из африканского мрамора также относятся к римской эпохе ещё одно свидетельство, оставшееся от языческого храма. Одна из мраморных колонн стоит чуть в стороне и символизирует колонну бичевания Христа. Надпись на колонне обещает индульгенцию на 200 лет каждому, кто видит это место. Стены и потолок церкви были покрыты фресками 13 века. Некоторые из них были потеряны при реставрационных работах в 19 веке, реставрация вызвала большие споры и критику. Сохранившиеся фрески сегодня можно видеть в музее церкви.

У выхода из церкви Гроба Господня находится Дворик Пилата, олицетворяющий листротон (каменный помост, на котором судили Христа). Во дворе установлен так называемый Умывальник Пилата (737-744, известняк). На одной из колонн арочной галереи дворика установлено каменное изображение петуха Петух святого Петра. Это напоминание о евангельском рассказе об отречении и раскаянии Петра. Весь комплекс пропитан иерусалимской символикой. Даже расстояние от Дворика Пилата до церкви святого Иоанна на горе повторяет расстояние от иерусалимского Синедриона до Голгофы.

Церковь Троицы (перестроена в 12-13 веках), называемая также Мартириумом или церковью святого Креста (такое наименование она получила благодаря реликвии, привезённой из крестового похода и хранившейся в капелле церкви до 1950 года), больше других зданий монастырского комплекса пострадала от реставрационных работ. Внутреннее пространство церкви разделено на пять нефов. Большой интерес представляет деревянная скульптурная группа, фигуры которой выполнены в человеческий рост, - Поклонение волхвов. Работа датируется концом 13 века, это - старейший вертеп в мире, композиция которого составлена из полноростовых скульптур. В 1370 фигуры были раскрашены и позолочены болонским мастером Симоне деи Крочефисси. На стенах церкви частично сохранились фрески 14 века. Особый интерес представляет фреска с изображением святой Урсулы и Богоматери в тягости (беременной Богоматери).

Монастырский двор, в который от церкви Троицы ведёт правая арочная галерея, - один из лучших образцов романского архитектурного стиля во всей Эмилии. Дворик с двойной галереей датируется 10-13 веками. Первый ярус галереи состоит из протороманских арок, второй из романско-готических. В центре двора находится колодец (1632). Из монастырского двора видна монастырская колокольня (построена в 13 веке, надстроена в 19 веке). С южной стороны портика двора расположен вход в музей комплекса святого Стефана.

В музее монастырского комплекса собрана коллекция предметов культа и произведений искусства из семи церквей. Примечателен горельеф лонгобардской работы, изображающий Христа между святыми Виталием и Агриколой. В музее также хранится повязка, которую, по преданию, носила Богоматерь. Из живописных произведений следует отметить изображения святых из разрозненных полиптихов работы Симоне деи Крочефисси (14 век), Богоматерь с младенцем и святым Иоанном (16 век, Инноченцо да Имола), фреску Избиение младенцев (13 век, Луккская школа). Интересен реликварий, созданный для хранений головы святого Петрония в 1380 году в ювелирной мастерской Якопо Розето.


Комментарии и оценки