«Необычный план путешествия – урок танца, посланный Богом»

-- Курт Воннегут

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Базилика святого Петрония

Читать
Базилика святого Петрония (Basilica di San Petronio)
Предложить свои фото

Базилика святого Петрония (Basilica di San Petronio)

Фасад базилики святого Петрония выходит на главную площадь Болоньи Пьяцца Маджоре. Базилика входит в число шести самых больших церквей Европы. Её длина составляет 132 м, ширина 66 м, высота свода 45 м, а высота фасада 51 м.

Фасад базилики святого Петрония выходит на главную площадь Болоньи Пьяцца Маджоре. Базилика входит в число шести самых больших церквей Европы. Её длина составляет 132 м, ширина 66 м, высота свода 45 м, а высота фасада 51 м.

Инициатором строительства нового большого храма для растущего города в 1390 году выступил Совет шестисот, т.е. городские власти. Проект базилики, посвящённой святому покровителю города Болоньи, Петронию, был поручен Антонио ди Винченцо. Базилика считается самым поздним примером готики в Италии. По замыслу архитектора, церковь должна была стать самым большим христианским храмом, превзойдя даже собор святого Петра в Ватикане. Работы начались в том же 1390 году, но растянулись на века. Более того, базилика и по сей день осталась незавершённой, а грандиозный план архитектора не был осуществлён. Строительство началось с фасада и боковых нефов. Первые капеллы были построены уже в 1393 году, но последние удалось возвести лишь в 1479 году.

С 1514 года строительство возглавил архитектор Ардуино Арригуцци. К 1515 году базилика была готова внутри, но над ней не было главного свода. Проблемы, тормозившие строительство, были связаны не только с финансированием, но и с инженерными решениями. Из-за изменения размеров здания (папский престол был против возведения церкви, превосходящей собор святого Петра) долго не могли возвести готический свод главного нефа. Тем не менее, незавершённая базилика была выбрана для коронации императора Карла V (1530). В 1538 году началась облицовка стен, а затем и фасада по проекту Доменико Вариньяны. Его проект фасада вызвал много споров, свои чертежи представляли на конкурс многие знаменитые архитекторы (многие рисунки сейчас хранятся в музее храма). Попытки завершить фасад предпринимались в 19 и даже в 20 веке, но пока фасад базилики святого Петрония остаётся незавершённым.
В 1646-1658 годах благодаря специально приглашённому из Рима Джироламо Райнальди была решена задача возведения свода над главным нефом. Начались работы, которые были прерваны в 1659 году и так и не были доведены до конца.

Нижняя часть фасада выполнена из красного веронского мрамора и белого истрийского камня. Верхняя часть фасада не была облицована. Главный портал, над которым работал великий скульптор Якопо делла Кверча (1426 1438), остался незавершённым из-за смерти скульптора. Портал украшен 15 сюжетами из Нового и Ветхого заветов, а также скульптурной группой, представляющей Богоматерь с младенцем, святого Петрония и святого Амвросия. Богоматерь портала делла Кверча Микеланджело назвал самой прекрасной Богоматерью 15 века. Считается, что именно рельефы делла Кверча в Болонье положили начало эпохе Возрождения в искусстве скульптуры.

Боковые порталы сделаны в 1524 - 1530 годах по проекту Эрколе Саккаденари. В оформлении боковых порталов принимало участие много художников, среди которых Триболо и Альфонсо Ломбарди. В боковых фасадах открываются окна, освещающие капеллы. Справа (над 11-ой капеллой) поднимается колокольная башня (1481 - 1495). По болонской традиции, на башне 4 колокола.

В плане трёхнефной базилики лежит латинский крест. Готические своды опираются на десять пилястров с высокими капителями. По горизонтали пространство разделено боковыми капеллами. Форма арок подчёркивается красным цветом на фоне белой штукатурки.

По полу базилики проходит меридиан, рассчитанный астрономом Джованни Доменико Кассини в 1655 году. Длина линии меридиана составляет 67,72 м, это - самый длинный меридиан в мире. Меридиан по сути представляет собой солнечный календарь когда через небольшое отверстие в крыше базилики солнечный свет падает на меридиан, луч указывает на месяц и день.

В базилике сохранились деревянные хоры (15 век, Агостино де Марки) и два старинных действующих органа: справа орган Лоренцо из Прато (1471-75, старейший в мире из сохранившихся органов), слева орган Маламини (1596). Внутреннее убранство базилики также выдержано в готическом стиле. Большая часть капелл (их 22) были декорированы в 15-16 веках. Следует обратить внимание на работы Джованни да Модена (начало 15 века, Страшный суд, Эпизоды из жития святого Петрония, Путь волхвов, четвёртая капелла). Интересны и работы Джулио Романо, Пармиджанино (1527, Святой Рох, восьмая капелла), Лоренцо Косты (1492, Богоматерь на троне, седьмая капелла), Амико Аспертини, и Виньолы.

Одна из фресок Джованни да Модена Страшный суд, созданная по мотивам сцены из Данте, привлекает в наши дни особое внимание дело в том, что на ней изображен пророк Мухаммед, низвергнутый в ад. С 2002 года группы мусульманских радикалов неоднократно угрожали взорвать базилику с фреской, содержащей столь некорректный, по из мнению, сюжет, в связи с чем церковь охраняется особенно тщательно.


Комментарии и оценки