«Не следуй уже проложенным путем. Напротив, иди там, где нет пути, и проложи новый»

-- Ральф Уолдо Эмерсон

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Базилика святого Доминика

Читать
Базилика святого Доминика (Basilica di San Domenico)
Предложить свои фото

Базилика святого Доминика (Basilica di San Domenico)

Базилика святого Доминика находится в центре Болоньи, примерно в 600 м южнее Пьяцца Маджоре, на площади piazza San Domenico. Базилика является главной резиденцией доминиканского ордена или, как его ещё называют, ордена братьев-проповедников.

Базилика святого Доминика находится в центре Болоньи, примерно в 600 м южнее Пьяцца Маджоре, на площади piazza San Domenico. Базилика является главной резиденцией доминиканского ордена или, как его ещё называют, ордена братьев-проповедников.

Вскоре после признания папой Гонорием III доминиканского ордена в 1216 году, основатель ордена Доминик де Гусман прибыл в Болонью. В ту эпоху Болонья наряду с Парижем была одним из самых густонаселённых и значимых городов Европы. Сначала доминиканцы обосновались за тогдашними городскими стенами, в монастырском комплексе рядом с церковью Сретения (Очищения Богоматери), между via Irnerio и via Mascarella. Затем монахи переместились в монастырь святого Николая в виноградниках там, где сейчас возвышается базилика святого Доминика. В 1221 году Доминик умер в этом самом монастыре.

В 1219 - 1243 годах велись работы по расширению монастыря и церкви. Для того чтобы увеличить неф была разрушена апсида церкви. Был возведён строгий фасад в романском стиле, выходящий на площадь San Domenico. Базилика сразу стала образцом для многих доминиканских церквей, строившихся в разных частях мира. В 14 веке было добавлено несколько капелл и колокольня в готическом стиле (1313). В 15 веке была достроена капелла Гуидотти. Затем появились капеллы в стиле эпохи Возрождения (Вольта и Солимеи), сейчас они отделены от базилики и разделены на несколько помещений. В 1530 году сбоку от фасада была пристроена капелла Гизиларди в стиле эпохи Возрождения (по проекту Бальдассаре Перуцци). В 16 веке четыре маленькие готические капеллы левого нефа были заменены капеллой Пеполи, имеющей крестообразное основание. В 17 веке, по предписаниям Совета трёхсот была убрана перегородка, делившая церковь на две части, и передвинуты за главный алтарь деревянные хоры. В 1727-32 годах были проведены реставрационные работы под руководством Карло Франческо Дотти, а также внесены некоторые изменения (расширение внутренних пространств, оформление в барочном стиле).

В 1910 году архитектором Раффаэле Фаччоли был восстановлен оригинальный облик романского фасада. Был снесён портик 18 века, закрывавший розетку фасада. Сбоку от романского фасада с большой розеткой возвышается капелла в стиле эпохи Возрождения (1530, Бальдассаре Перуцци).

Внутри трёхнефная церковь была разделена перегородкой, снесённой в 17 веке, на внешнюю (для прихожан) и внутреннюю (для братии). Деревянные хоры, находившиеся изначально внутри перегородки, а потом перенесённые за главный алтарь, - шедевр резьбы по дереву. Хоры сделаны фра Дамьяно Дзамбелли, известным также под именем Дамьяно да Бергамо (1528-30). Библейские сюжеты вырезаны им по рисункам Якопо Бароцци да Виньола (1541-49).

Для верующих главной достопримечательностью и объектом паломничества и поклонения являются мощи святого Доминика. Они находятся в мраморном саркофаге (фото) в одной из боковых капелл правого нефа. В 1267 году саркофаг был поставлен на постамент, украшенный эпизодами из жизни святого (работа Николы Пизано и фра Гульельмо Аньелли). Позднее над украшением саркофага работали Николо да Бари (1469-73), молодой Микеланджело (фигуры святых Петрония и Прокула и одного из ангелов, 1494-95).

Главный алтарь храма работа Торреджани (18 век). Большую ценность представлял оригинальный алтарь, сделанный Джованни ди Бальдуччо (1330). Отдельные части этого алтаря сейчас хранятся в болонском Музее Средневековья, в музее в Детройте и в частных коллекциях.

Базилика выделяется среди других церквей города богатой коллекцией произведений искусства. Среди них можно выделить

* Распятие (1250, Джунта Пизано, левый трансепт);
* Мистическое бракосочетание святой Екатерины Александрийской (1501, Филиппино Липпи, справа от алтаря капеллы Казали);
* надгробие Алессандро Тартаньи (15 век, Франческо ди Симоне Ферруччи, около входа);
* Святой Раймунд де Пеньяфорт (конец 16 начало 17 века, Лудовико Карраччи, вторая капелла слева);
* Святой Фома Аквинский (17 век, Гверчино, правый трансепт).

В базилике сохранились старинные органы. На одном из них, работы Джованьони (1760), играл Вольфганг Амадей Моцарт, тогда ученик болонского музыканта отца Мартини. Другой орган в рабочем состоянии, хотя он не реставрировался с момента своего создания (1851).

В музее базилики можно видеть работы фра Дамьяно да Бергамо (резьба по дереву), ковчег короля Франции Людовика IX прекрасный пример готического ювелирного изделия (13 век), терракотовый бюст святого Доминика (1474, Николо да Бари), одну из лучших работ Убальдо Гандольфи Богоматерь с младенцем, святым Домиником и Викентием Феррером (1773).

На площади перед базиликой есть несколько средневековых захоронений (фото), похожих на захоронения на площади Santo Stefano и перед церковью святого Франциска (в основном 13 - 14 века) и каменная колонна с бронзовой статуей Богоматери (1632, Гвидо Рени). Колонна была воздвигнута в ознаменование окончания эпидемии чумы. На территории комплекса сохранились монастырские дворы, в монастыре келья святого Доминика.


Комментарии и оценки