Город Кьети лежит приблизительно в 80 км к востоку от ЛАкуилы. В городе насчитывается более 53 тысяч жителей, Кьети является столицей одноименной провинции региона Абруццо.
Краткая история города
Если верить мифам, то Кьети один из самых древних городов в Италии. Считается, что город был основан в 1181 году до нашей эры Ахиллом и был назван T(h)eate в честь матери героя, богини Фетиды (Teti). Изображение Ахилла, между прочим, украшает герб коммуны Кьети. Другой миф приписывает закладку города Гектору (1247 год до нашей эры.). Античные историки называют в качестве основателей города пеласгов и аркадцев.
Достоверно известно, что античный город Teate Marrucinorum был столицей воинственного племени маруцинов, которое после тяжёлых и продолжительных сражений против Рима заключило с римлянами мирный договор (304 год до нашей эры). В 1 веке до нашей эры город получил статус муниципия и стал процветающим региональным центром. Население античного города, по подсчётам учёных, достигало 60 000 человек.
После падения Западной Римской империи город подвергся вторжению варваров, затем попал под власть лангобардов, а позднее вошёл в состав княжества Беневенто. В норманнский период город постепенно снова начал расти. В период правления Анжуйской династии, а затем Арагонского дома Кьети вновь достиг своей былой славы, став первым по значимости городом в Абруццо и получив право чеканить собственную монету. Строительный бум 16-17 веков во многом сформировал облик нынешнего города. В 1656 году население Кьети сильно поредело из-за эпидемии чумы. Вновь динамично развиваться город смог лишь в 18 веке. Этот век был знаковым для культурного развития: в городе открывались школы, академии. В начале 19 века Кьети был занят французами.
В 1860 году город, присоединившийся к объединённой Италии, восторженно встречал Виктора Эммануила II. В настоящее время Кьети является развитым промышленным центром.
Археологические памятники
В Кьети сохранилось много свидетельств античного периода. Практически весь исторический центр Кьети расположен над подземным городом. Большая часть этих подземелий обычно закрыта для посещений. Подземное Кьети можно было посетить, например, во время проведения в регионе Средиземноморских игр (2009). Открыта для туристов лишь малая часть античного города. С древней историей Кьети можно ознакомиться в Национальном археологическом музее Абруццо и археологическом музее Ла Чивителла, расположенном в одноимённой археологической зоне.
В зоне Ла Чивителла сохранились руины римского театра (1 век нашей эры), бани (2 век нашей эры), остатки трёх небольших языческих храмов (1-3 века нашей эры). Римский театр имел круглую форму и мог вмещать около 5 000 зрителей. До наших дней сохранились лишь остатки сооружения. Два языческих храма датируются 1 веком нашей эры, третий храм 3 веком нашей эры. Тем не менее, все три сооружения стоят на фундаментах более древних сакральных сооружений, восходящих к 5-4 векам до нашей эры. В помещениях храмов выставлены экспозиции из археологических находок, сделанных на территории Кьети. На территории бань были найдены фрагменты мозаичных полов. Например, на мозаике атриума бань изображён Нептун.
Кафедральный собор святого Иустина (Cattedrale di San Giustino)
Главная и самая большая церковь Кьети собор святого Иустина. Под нынешним собором, восходящим к 1069 году, были обнаружены в ходе раскопок остатки двух более ранних построек. Одна из них раннехристианская церковь, разрушенная, вероятно, во время пожара при захвате Кьети Пипином (801). Вторая церковь была построена около 840 года епископом Теодорихом. Таким образом, собор, освящённый 5 ноября 1069 года епископом Аттоном, был третьей церковью.
Собор, конечно же, много раз достраивали и перестраивали: в 14 веке была переделана крипта, в 1498 году были завершены работы по строительству крыши здания. Масштабные работы проводились в 17-18 веках, так как сооружение пострадало от нескольких землетрясений. Внутреннее убранство собора в ходе этих работ обрело свой барочный вид. В 1920-1936 годах здание было отреставрировано. Во время реставрации храму постарались вернуть его средневековый внешний облик, опираясь на сохранившиеся элементы и на облик других средневековых сооружений региона. Фасад и боковые стены были отделаны в духе некоторых сохранившихся элементов апсидальной части храма, создан новый портал и восстановлена верхняя часть колокольни, обрушившаяся в 1703 году. Реставрационные работы продолжились в 60-е годы, тогда были убраны барочные декоративные элементы из крипты.
Собор имеет базиликальный план. Пространство разделено на три нефа с трансептом. Нефы завершаются тремя апсидами. Алтарная часть приподнята над криптой. Над трансептом поднимается купол.
Внутреннее убранство собора, главным образом, выполнено в стиле барокко. Алтари и алтарные образы капелл восходят к 17-19 векам. Главный алтарь сделан из мрамора (барокко). После того, как крипта была очищена от декоративных элементов эпохи барокко, её облик стал романским. Своды крипты опираются на колонны с капителями, выполненными в различные эпохи и в разной стилистике. В крипте сохранились фрагменты фресковых росписей. Самыми древними считаются фрески капеллы, расположенной слева от главного алтаря крипты. Они датируются началом 15 века. В правой капелле можно видеть отделённые от стены фрески конца 15 века.
Церковь святого Франциска (Chiesa di San Francesco)
Второй по значению церковью в Кьети считается церковь святого Франциска. Храм и прилегающий к нему монастырский комплекс были заложены в 1239 году. Церковь была построена на месте более древней церкви святого Лаврентия. В течение веков здание пережило расширения, перестройки и разного рода отделочные работы.
К 13 веку специалисты относят верхнюю часть кирпичного фасада церкви с розой, не считая волют и прямоугольного окна. Изначально храм был трёхнефным, но в конце 16 века внутреннее пространство было преобразовано в один неф с боковыми капеллами. В 1620 году была построена трапезная монастыря. В 1689 были предприняты работы по постройке купола. Внутреннее убранство примерно в ту же эпоху было переделано в духе барокко. Тогда же начали перестраивать фасад, но была переделана лишь его нижняя часть, облицованная камнем. По бокам от портала установлены статуи святых Антония и Доминика, происходящие из церкви святого Доминика. В начале 20 века от пожара пострадала алтарная часть храма. Были повреждены декоративные элементы и деревянные хоры. Эта часть церкви была заново оформлена после пожара.
Внутреннее пространство состоит из одного нефа с квадратной в плане апсидой, трансептом и боковыми капеллами. По каждой стороне расположено пять капелл. Ещё две капеллы размещены в трансепте. Над трансептом поднимается купол. Церковь богато украшена лепниной, образами и фресками. В капеллах можно видеть произведения таких художников и скульпторов 17-18 веков, как: Гвидо Рени, Джованни Коломбо, Джамбаттиста Спинелли, Никола Мария Росси. Главный алтарь церкви выполнен в барочном стиле мастерами неаполитанской школы (18 век).
Прочие достопримечательности
Помимо описанных, из религиозных сооружений Кьети стоит обратить внимание на церковь святой Клары, заложенную в 1644 году, и церковь святого Доминика (17 век). В обоих храмах превалирует стиль барокко.
Среди сооружений светского характера можно выделить городской театр театр Маруччино, открытый в 1818 году. Из фортификационных сооружений города сохранились Пескарские ворота. Другие ворота и стены были разрушены при расширении города. Пескарские ворота восходят к середине 13 века, но они были переделаны в неоклассическом стиле: треугольный фронтон, часы.
Комментарии и оценки