Бенедиктинское аббатство с церковью святого Климента в Вомано находится на вершине небольшого холма, на территории коммуны Нотареско, примерно в 25 км к юго-востоку от Терамо.
В исторических документах нет сведений о точной дате закладки монастыря. Специалисты предполагают, что аббатство было заложено около 871 года и точно не позднее 890 года. Существуют предания, гласящие, что обитель была основана при участии Людовика II, короля Италии (844-875) и его дочери Ирменгарды. Нынешний облик церкви восходит, в основном, к работам, предпринятым в 1108 году.
Фасад в романском стиле прост и строг. В нижней части фасада открывается портал, отделанный резьбой. По манере резьба схожа с отделкой портала аббатства святого Элевтерия в Майелле. На портале имеется надпись о работах 1108 года. Над порталом размещена монофора. При строительстве здания использованы материалы римской эпохи, взятые с развалин римского дома, относящегося к периоду поздней Империи. Над крышей поднимается звонница. Апсидальная часть украшена аркатурой и лизенами. Эти декоративные элементы и монофора апсидальной части выполнены в той же манере, что и портал.
Церковь имеет базиликальный план. Внутреннее пространство разделено на три нефа, завершающихся полукруглыми апсидами. В конце боковых нефов расположены входы в крипту. Алтарная часть приподнята над криптой. Полукруглые арки пролётов опираются на колонны. Капители колонн различны по стилю.
На главном алтаре храма можно видеть балдахин, опирающийся на колонны. Эта вещь, богато и с большой фантазией украшенная резьбой, яркий пример романского искусства (1140-1150, Руджеро и Роберто) с некоторыми чертами, говорящими о влиянии исламской (арабской) и византийской культур. Под балдахином установлен главный алтарь из мрамора, также отделанный резьбой. Примечательна хранящаяся в церкви деревянная статуя святого Климента. Она датируется началом 14 века и демонстрирует наряду с чертами, характерными для поздней готики, черты, типичные для канонов византийской иконописи.
Внутри церкви сохранились фрагменты фресковых росписей. Фрески выполнены неизвестными художниками и восходят к разным эпохам. Большую ценность (и по качеству исполнения, и по древности) имеют фрагменты фресок второй половины 13 века (например, Царица Небесная с младенцем, около 1285 года, пилястр левого нефа, приписывается Джентиле да Рокко). Росписи эдикулы в левом нефе, как и сама эдикула, датируются началом 15 века и выполнены под влиянием манеры Джотто. На пилястрах алтарной части можно видеть аллегорические фрески 17 века (Аллегория Смерти, Сё, человек) и фрагменты Рождества Христова (14 век начало 15 века).
Монастырь, расположенный рядом с церковью, восходит к 12 веку. Часть его была разрушена в конце 13 века и так и не была восстановлена.
Комментарии и оценки