«У каждого путешествия есть свое тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления»

-- Мартин Бубер

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор

Читать
Кафедральный собор (Catedral de Santa Maria de Toledo)
Предложить свои фото

Кафедральный собор (Catedral de Santa Maria de Toledo)

Кафедральный Собор Девы Марии, также называемый Первый Кафедральный Собор Толедо, является резиденцией архиепископа Толедо и считается одним из трех лучших готических соборов Испании.

Кафедральный Собор Девы Марии, также называемый Первый Кафедральный Собор Толедо, является резиденцией архиепископа Толедо и считается одним из трех лучших готических соборов Испании.

Собор выходит на площадь Plaza del Ayuntamiento, известную также как Plaza de la Villa. Помимо собора на площади находятся ратуша и архиепископский дворец.

Строительство собора было начато в 1227 году, когда по указу короля Фернандо III Святого (Fernando III El Santo) 14 августа был заложен первый камень. Последние элементы собора в готическом стиле были добавлены в 15 веке, когда в 1493 году были завершены своды центрального нефа (во времена правления Католических королей).

По преданию, собор построен на месте явления Святому Ильдефонсу (в будущем ставшим покровителем города) Богородицы, где находился древний храм эпохи первого архиепископа Святого Евгения (Santo Eugenio). До Кафедрального собора во времена правления мусульман на этом месте находилась Соборная мечеть, а еще раньше вестготская церковь Санта-Мария-дель-Реаль.

Собор построен из серого гранита, добываемого в деревне Olias del Rey (провинция Толедо). Собор известен как Dives Toletana, что означает богатый Толедский.

Проект собора был разработан архитектором Мартинером, в 1285 году руководителем строительства стал Петрус Петри. Клуатр собора строился в конце 14 веке под руководством Маэстро Родриго Альфонсо. Автором западного фасада Собора, строительство которого началось в 1418 г., является Алвар Мартинес. Завершал строительство в 1460-х годах мастер Педро де Алала. Первоначальный проект предполагал строительство классического готического трехнефного собора (наподобие великих соборов Франции: Шартрского, Реймского и Амьенского). Однако, по мере строительства проект все больше отдалялся от чистой готики приобретая национальные испанские черты: нарядность, элементы мавританского стиля, гармонию пропорций вместо вертикальной устремленности.

Размеры собора - 120 на 59 метров, он насчитывает 5 нефов с трансептом и двойным деамбулаторием. Внешние нефы необычны тем, что они несколько шире трех центральных. Сводчатое перекрытие покоится на массивных колоннах, в глубине интерьер заканчивается величественной абсидой. Наиболее старинная часть собора пресвитерий с протянувшимся вдоль нефов оригинальным трифорием, который еще в готическую эпоху был заменен на огромные витражные стекла.

Главный фасад собора выходит на площадь Аюнтамьенто. По левую сторону от Собора располагается башня колокольни (высотой 90 метров), а по правую мосарабская часовня, на месте которой должна была быть построена вторая башня. Главный фасад имеет три портала: портал Прощения (Puerta del perdon) по центру, Врата Страшного суда (Puerta del Juicio Final) справа, и портал Ада (Puerta del Infierno) слева. Главный фасад был модифицирован в 1787 г. архитектором Эухенио Дуранго (Eugenio Durango). В тимпане главного портала находится рельеф Облачение (инвеститура) Св. Ильдефонса Богоматерью, на центральном столбе арки статуя Христа, а по бокам двенадцать апостолов.

В более строгом готическом стиле выдержан портал Часов (Puerta del Reloj), расположенный на фасаде северной стороны Собора (выходящий на улицу Чапинерия). Портал Часов относится к 13 веку. Тимпан разделен на четыре горизонтальные участка, на которых изображены различные сцены жизни Иисуса и Богоматери (скульптор Хуан Алеман): Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Избиение младенцев, Бегство в Египет, Обрезание Господне, Сретение Господне, Крещение, Брак в Кане Галилейской. В верхней части тимпана изображено Успение Богородицы. Часы к порталу были добавлены в 16 веке, а современные часы относятся к 18 веку.

Портал львов (Puerta de las Leones) наиболее поздний (построен в 15-16 веках) украшен виртуозной каменной резьбой. Раньше он назывался Портал радости, а свое новое название получил в честь львов, которые были установлены на вершине колонн перед входом в собор.

Толедский собор славится своим богатейшим внутренним убранством. Своды храма опираются на ряды массивных колоннад. Свет проникает в собор через 750 витражных окон, создавая освещение различных цветов и оттенков.

Необыкновенно разнообразны часовни, располагающиеся по длинным сторонам боковых нефов и в деамбулатории. В центре собора - хор и главная капелла. Мраморная преграда хора украшена огромным количеством скульптур и декоративных украшений (гербами, разнообразным орнаментом). В пятидесяти рельефах представлена история земной жизни Христа и Богоматери. Другие рельефы являются иллюстрацией местных легенд.

Стену главной капеллы украшает грандиозный ретабло (заалтарный образ), являющийся одним из самых больших и красивых в Испании. Он вырезан из лиственницы. Заказчиком ретабло был кардинал Испании Франсиско Хименес де Сиснерос (являвшийся покровителем Христофора Колумба). Ретабло разделено на пять частей, поражает своей живописностью и богатством красок и позолоты. Над его исполнением трудились лучшие мастера испанского Возрождения: Диего Копин, Энрике Эгас, Хуан де Боргонья. Панно, помещенные в ретабло, изображают сцены земной жизни Христа (рождество, непорочное зачатие, распятие). В левой части капеллы располагается гробница кардинала Педро Мендосы. По обеим сторонам ретабло находятся саркофаги кастильских королей (Альфонса VII, Санчо III, Санчо IV и др.).

Деревянные скамьи-стасидии в хоре, изготовленные из ореха, также примечательны своей резьбой. Нижние 50 скамей изготовил в позднеготическом стиле искусный резчик Родриго де Алеман в 1490-х годах. На них изображены различные сцены битв мавров с христианами, а также фантастические существа сирены, единороги, сатиры. За нижними скамьями находятся 70 верхних скамей в ренессансном стиле. Они были вырезаны мастерами Алонсо Берругете и Фелипе де Боргонья. Над скамьями по продольным стенам возвышаются огромные органы. Один называется де ла Эпистола (Послание Апостола) в барочном стиле работы Германа Лопеса, другой в классическом стиле дель Эванхелио. У входа в хор помещена статуя так называемая Белая Мадонна, относящаяся к 14 веку.

Одна из наиболее примечательных часовен - капелла Святого Ильдефонса, где погребен архиепископ толедский Альборнос, известный борец против магометан. Саркофаг стоит на шести львах и окружен двадцатью двумя нишами со статуями Святых. Над алтарем представлено явление Богоматери Святому Ильдефонсу (скульптор Вентура Родригес).

В капелле Богоматери хранится очень древняя (времен вестготов), глубоко почитаемая статуя Девы Марии. Мадонна изображена сидящей на серебряном троне, облаченная в роскошное платье, украшенное драгоценностями.

Среди великолепных окон собора выделяется, в первую очередь, огромное окно Транспаренте (прозрачное). Оно было создано в начале 18 века Нарсисо Томэ по желанию кардинала Асторги для улучшения освещения собора. Окно, выполненное в барочном стиле, освещает грандиозный алтарь работы того же мастера. В центре композиции Мадонна де ла Буэне Лече (доброго молока).

Сакристия собора (ризница) расположена слева от главной капеллы, она обладает богатой коллекцией драгоценных культовых предметов. Здесь находятся ритуальные одежды, обшитые драгоценными камнями, различные произведения искусства. В ризнице хранятся Святое Семейство и Святая Инеса Ван Дейка, Эсполио (Снятие одежд с Христа) и Плач святого Петра Эль Греко, Взятие Христа под стражу Гойи.

В соборе также хранится ценная дароносица весом в 200 кг., изготовленная из золота, серебра и драгоценных камней в 1524 году мастером Энрике де Арфе.

С севера к собору примыкает обширный внутренний двор клуатр, построенный в 1380-81 годах по заказу архиепископа Педро де Тонорио. Двухъярусный клуатр имеет квадратную форму, он разделен на пять секций по аналогии с пятью нефами собора. На стенах изображения толедских Святых Евгения, Касильды, Эладия (работа Байе), две фрески, изображающие мученичество Леокадии и Святого Дациана, принадлежат кисти Маэльи.


Комментарии и оценки