Церковь святой Марии дель Сальвадор - один из лучших памятников города Чинчилья-де-Монте-Арагон, находящегося в нескольких километрах к юго-востоку от Альбасете. Это главный храм города, посвященный святой деве Марии де лас Ниевес (Santsima Virgen de las Nieves) - покровительнице города.
Хотя сейчас это здание производит впечатление произведения эпохи барокко, на самом деле его происхождение восходит к 14 веку, хотя впоследствии он был перестроен и в готике, и в стиле мудехар, и в неоклассическом стиле.
Изначально это был трехнефный храм. Он был обильно украшен, а завершала его кирпичная башня. Его отличали капеллы в стиле мудехар и клуатр. В 1446 году Дон Хуан Пачеко оформил боковые нефы подобно центральному, добавив геральдические мотивы. В самом начале 16 века здание расширили. Тогда появился четвертый неф, покрытый тремя крещатыми сводами с изображением гербов Кастилии и Леона, сценой Рождества и Распятия. Появился и купол. Но в середине 16 века возникла идея полной перестройки храма: вместо готической церкви хотели видеть ренессансный храм. Так в 1537 был уничтожен примитивный готический купол. По приказу Иеронима Кихано начали проектировать новый купол. Структура будущего купола была не слишком устойчивой, поэтому были возведены четыре новых контрфорса. Этим занимался Эстебан Хамете. Он же построил и апсиду, законченную в 1541 году (фото).
В 1717 году в ходе визита кардинала Белуга было решено перестроить храм в новом барочном стиле. Он приказал покрыть всю церковь статуями и скрыть прошлую готическую структуру.
В конце 18 века в 1789 году под руководством архитектора Лоренсо Алонсо был создан проект перестройки фасада в неоклассическом стиле, но проект так и не был осуществлен. В 1793 году была уничтожена часть клуатра, чтобы построить там дом для пономаря и открыть приходской музей.
Что касается современного внутреннего убранства, то стоит отметить кованую решетку, отделяющую алтарь от основного пространства храма. Она была создана Антоном Виверосом в 1502 году. Выглядит она следующим образом: три дракона держат картели, на которых читается латинская надпись dilexi decorem domus tuae (Псалом 26, 8: Господи, я люблю дом, в котором ты живешь), и охраняют вход. А завершают её кардинальские гербы. В 1753 году решётка была позолочена.
Среди храмовых реликвий стоит отметить доску Не тронь меня работы мастера из Чинчильи. Вероятно, она была создана в начале 16 века. Первоначально эта картина была частью ретабло святой Марии Магдалины в монастыре святого Воскресенья (Convento de Santo Domingo) в Чинчилье. После пожара в монастыре эта работа была единственной уцелевшей. Выполнена она под несомненным влиянием фламандской живописи. Об этом говорит тщательность прорисовки деталей. Сюжет представляет собой описанную в 20 главе Евангелия от Иоанна встречу Иисуса Христа с Марией Магдалиной.
Ещё одной важной церковной реликвией является доска с изображением Рождества. Она была создана в первой половине 16 века неизвестным мастером. В церкви находится интересная скульптура святого Иосифа, работы Франсиско Сальсильо.
В храме хранятся костюмы в месте, известным под названием Гардероб Девы Марии де лас Ниевес (Guardarropa de la Virgen de las Nieves). Там находится 45 костюмов, самый древний из которых датируется концом 17 века. Эти костюмы, состоящие из накидки, юбки и корсажа, выполнены с применением самых различных техник из парчи и бархата. Это работы известных вышивальщиков и портных. Так следует отметить малиновый костюм святого Петра из красного бархата, вышитый золотом. Он был выполнен Лоренсо Хуаресом в 1604 году. На нем вышиты образы святых.
Среди хранящихся в церкви раритетов стоит назвать крест Папы Римского и дароносицу эпохи Возрождения.
Церковь отличается имеющимся при ней приходским музеем. Он находится в бывшей ризнице, где размещались предметы высокого исторического и художественного значения, которые погибли в годы Гражданской войны.
При церкви святой Марии дель Сальвадор существует несколько братств, принимающих большое участие в религиозной жизни города.
Комментарии и оценки