«Однажды я поняла, что уехать далеко — невозможно: путешествия расширяют границы нашего мира»

-- Лилиан Смит

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!
Читать
Портик Славы (Pórtico de la Gloria)
Предложить свои фото

Портик Славы (Pórtico de la Gloria)

Портик Славы находится со стороны западного фасада кафедрального собора Сантьяго-де-Компостела. Этот романский портик был построен мастером Матео и его помощниками по заказу короля Галисии и Леона Фернандо II. Портик строился 20 лет, между 1168 и 1188 годами.

Портик Славы находится со стороны западного фасада кафедрального собора Сантьяго-де-Компостела. Этот романский портик был построен мастером Матео и его помощниками по заказу короля Галисии и Леона Фернандо II. Портик строился 20 лет, между 1168 и 1188 годами.

Однако, портик Славы, который мы видим сегодня, отличается от первоначального варианта, созданного мастером Матео, так как некоторые из элементов портика были убраны после строительства нового фасада Обрадоиро и помещены в кафедральный музей. Кроме того, изначально портик был расписан, но сейчас остались лишь фрагменты этой росписи.

Портик состоит из трёх этажей: склеп, который символизирует земную жизнь; собственно портик, символ небесного Иерусалима (он служил входной дверью в собор с западной стороны и был постоянно открыт в Средние Века); а также галерея, которая освещается весь день благодаря окнам-розам. Таким образом, портик представляет собой эволюцию от человеческого к божественному.

Скульптурный ансамбль портика, представляет собой запечатленный в камне небесный мир, в композиции которого использованы образы из Апокалипсиса , а также из других библейских текстов. Однако есть теория, по которой образы и их расположение взяты из Ordo Prophetarumun, религиозной театральной постановки 12 века, в которой Аврелий Августин созывает пророков для поклонения Богу и суда над иудеями.

Нижний уровень портика образован основаниями колонн, украшенными фантастическими животными; средний уровень образован колоннами, которые поддерживают прислонённые к ним статуи апостолов, а верхний уровень арками, которые венчают все три входа.

Полукруглые арки портика соответствуют каждому из трёх нефов собора. Они поддерживаются массивными столбами с прислонёнными колоннами. Центральная арка самая большая. Это единственная арка, имеющая тимпан и разделенная центральной колонной (средником ) со скульптурой святого Иакова.

Что касается тимпана, его расположение основано на описании Христа, которое приводит Иоанн Богослов в Апокалипсисе (1,1-18). В центре находится образ Иисуса Христа, показывающего свои раны. Также Христа окружает Тетраморф с фигурами четырёх евангелистов с соответствующей символикой: слева святой Иоанн Богослов с орлом и евангелист Лука с тельцом; справа святой Матфей наверху и святой Марк со львом. Четыре евангелиста, по-видимому, пишут Евангелие, опираясь на своё символическое животное. Однако Матфей опирается на сундук, а не на ангела, который его символизирует (возможно, это сделано в качестве упоминания о том, что когда-то он был сборщиком налогов).

По обе стороны от евангелистов, позади Марка и Луки, с каждой стороны располагаются по четыре ангела с орудиями Страстей Христовых . Одни несут крест и лавровый венок (слева), копьё и четыре гвоздя. Другие несут столб (на котором был распят Сын Божий), чашу (в которой умыл руки Понтий Пилат), миску с уксусом или с вином, губку для утоления жажды, бич и пергамент (в котором одни видят приговор о распятии, а другие табличку с надписью INRI ). Над ангелами располагаются сорок фигур, представляющих души блаженных.

Центральный тимпан увенчан архивольтом , на котором сидят 24 старца из Апокалипсиса, которые символизируют количество духовных санов в древнем Израиле. Каждый из них держит в руках музыкальный инструмент, как бы готовясь к концерту в честь Бога. Двое из них вместо инструментов держат чаши с фимиамом. По обе стороны от центральной арки, между боковыми арками, находятся по два ангела, которые символизируют иудейский народ (первый слева), язычников (первый справа).

Форма, в которой мастер Матео представил Иисуса Христа, расходится со средневековым апокалипсическим представлением. Он показывает Бога более человечным и менее суровым и далёким. Поэтому Иисус изображён с ранами на руках и ногах, а 24 старца как будто смеются и разговаривают между собой.

Средник портика увенчан сидящей фигурой покровителя собора апостола Иакова с посохом паломника. Иаков держит пергамент, на котором написано: Misit me Dominus (меня послал Бог). Над его головой колонна завершается капителью , где представлены искушения Христа в трёх лицах. Около того, которое смотрит внутрь собора, на коленях молятся два ангела. У ног святого располагается ещё одна капитель с фигурами Святой Троицы.

Под фигурой апостола находится древо Иессея , которое было первым подобным изображением в испанской религиозной культуре. На протяжении веков существовала традиция, согласно которой паломники, приходившие в собор, дотрагивались до левой ноги святого, что означало завершение их пути. Согласно ещё одной традиции, прежде чем войти в собор, паломники проводили рукой между выемками древа, и читали пять молитв.

У подножия центральной колонны находится скульптура самого мастера Матео, который стоит на коленях. С этой фигурой также связана вековая традиция: нужно три раза удариться головой о голову скульптора, чтобы таким образом перенять часть его мудрости. По преданию, когда архиепископ приехал взглянуть на работу Матео, мастер объяснил ему значение всех скульптур портика, кроме одной, которая явно выделялась на центральном тимпане. Оказалось, что мастер сделал свою собственную скульптуру, так как, по его мнению, он этого заслуживал. Архиепископу очень не понравилось подобное отсутствие смирения. Когда же в следующий раз мастер Матео позвал духовного сановника посмотреть на Портик Славы, то фигура Матео исчезла с тимпана. Зато теперь появилась неосвещённая скульптура стоящего на коленях Матео в нижней части портика. Теперь она выражала смирение и раскаяние в том, что он хотел изобразить себя рядом с образом самого Бога.

Колонны центральной двери увенчаны капителями со всевозможными животными и растениями, а боковые двери украшены фигурами апостолов, пророков,. На правой колонне слева направо расположены фигуры апостола Петра в одеянии Папы Римского с ключами от рая; босого Павла ,с открытой книгой в руках; Иакова Младшего с посохом; и молодого святого Иоанна Богослова с книгой, который сидит на орле. На левой колонне можно увидеть фигуры пророков из Ветхого Завета: Моисей , Исаия с посохом, Иеремия и Даниил . Примечательно, что на лице Даниила видна улыбка. Одни считают, что Даниил улыбается, потому что перед ним стоит статуя женщины с большой грудью. Другие же придерживаются более ортодоксальной версии, согласно которой пророк улыбается, так как он возвещает о приходе Господа.

На арке правой двери изображён Страшный Суд. Над аркой нет тимпана, а двойной архивольт разбит на две половины двумя головами, окаймлёнными консолями . Справа от этих голов изображён ад, с фигурами монстров, которые терзают души грешников. Слева небеса, где находятся души избранных, и ангелы с детьми, которые символизируют спасённые души. На косяке двери находятся (по порядку) фигуры апостолов святого Варфоломея и Фомы , за которыми следуют Марк, Лука и Иоанн. На левом косяке располагаются фигуры апостолов Филиппа и Андрея , хотя идентификация последних двух образов находится под вопросом.

На арке левой двери изображены сцены из Ветхого Завета, в том числе верующие, ждущие прихода Спасителя. В центре первой арки Господь Бог, благословляющий паломника и держащий в руках Закон Божий, справа от него голый Адам, Авраам с поднятым вверх указательным пальцем и Иаков . Рядом с ними располагаются ещё две фигуры, которые предположительно, являются Ноем и Исавом . Слева от Бога располагаются скульптуры Евы, Моисея, Аарона , царя Давида и Соломона . Как Адам, так и Ева изображены без короны, так как они уже согрешили и потеряли свою невинность.

На втором архивольте двенадцать небольших фигур символизируют двенадцать колен Израилевых , кроме племени Иуды (к которому принадлежал Христос) и Вениамина. На правом косяке можно увидеть фигуры пророков Осия и Иоиля , а на левом - Амоса и Авдия , хотя их идентификация находится под вопросом. Еще левее идёт фигура с посохом, которая предположительно изображает святого Иова , а также фигуры Юдифи и царицы Эсфирь . Под статуей Иоиля находится колонна с голубками, которые клюют виноград, два кентавра , четыре воина и два льва.

Четыре столба портика держатся на массивном цоколе , украшенном декоративными изображениями животных: шесть орлов, медведь, четыре льва, а также три человеческие головы с бородой. Некоторые видят в этих фигурах изображения демонов, которые символизируют грех, раздавленный весом славы (сам портик). Другие же дают апокалипсическую интерпретацию этих изображений: войны, голод и смерть (которые представлены в образе зверей) могут быть преодолены благодаря человеческой мудрости (головы пожилых мужчин).


Комментарии и оценки