«Если ты выглядишь так же, как на фотографии в паспорте, значит, ты слишком болен, чтобы путешествовать»

-- Уилл Коммен

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Мечеть в Кордове

Читать
Мечеть в Кордове (La Mezquita)
Предложить свои фото

Мечеть в Кордове (La Mezquita)

Мечеть в Кордове, которая с 13 века также носит название Кафедрального собора святой Марии, расположена в историческом центре города, в двух минутах ходьбы к северо-востоку от Алькасара и в двух километрах на северо-восток от Кордовского Университета. Мечеть является главной достопримечательностью не только Кордовы, но и всей Андалусии, наравне с Альгамброй, а также одним из двенадцати чудес Испании. Каждый год сотни тысяч туристов со всего мира приезжают в город, чтобы увидеть это неповторимое здание, представляющее собой синтез элементов восточной и западной архитектуры.

Мечеть в Кордове, которая с 13 века также носит название Кафедрального собора святой Марии, расположена в историческом центре города, в двух минутах ходьбы к северо-востоку от Алькасара и в двух километрах на северо-восток от Кордовского Университета. Мечеть является главной достопримечательностью не только Кордовы, но и всей Андалусии, наравне с Альгамброй, а также одним из двенадцати чудес Испании. Каждый год сотни тысяч туристов со всего мира приезжают в город, чтобы увидеть это неповторимое здание, представляющее собой синтез элементов восточной и западной архитектуры.

Строительство мечети началось в 785 году на месте древней вестготской базилики святого Викентия, которая, в свою очередь, была построена на месте римского храма. Первоначально мечеть состояла из 11 нефов. Из-за постоянного роста населения города мечеть несколько раз достраивали и расширяли. В первый раз это произошло между 833 и 852 годами при правлении эмира Абд ар-Рахмана I, затем между 961 и 966 годами при Абд ар-Рахмане III. Наконец, в период расцвета государства Аль-Андалус халиф Аль-Мансур всего за несколько месяцев расширил Кордовскую мечеть в два раза. В результате здание мечети получилось размером 180 на 130 метров, а стены образовали прямоугольник со сторонами 200 на 144 метра. Высота стен мечети колеблется от 8 до 20 метров, следуя за рельефом местности.

В 1236 году, при правлении короля Фердинанда III, после взятия Кордовы христианами и бегства мусульман в Северную Африку, мечеть была преобразована в христианский храм. Были закрыты 19 дверей, выходящие во двор, внутри вдоль стен были построены капеллы, минарет был превращен в колокольню. Но самое значительное изменение произошло в 1523 году, когда внутри мечети по инициативе архиепископа Алонсо Маурике началось строительство христианского собора (завершилось оно лишь в начале 17 столетия). Городские власти воспротивились этому, но Карл V дал свое согласие, хотя впоследствии и пожалел об этом. В 1526 году Карл V, посетивший Кордову, признался, что никогда бы не согласился на строительство собора в мечети, если бы видел ее раньше: Вы построили то, что можно построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире. Христианский собор был выстроен в готическом стиле с последующим добавлением элементов в стиле барокко.

Мечеть состоит из двух основных частей: Патио де лос Наранхос (Апельсиновый двор), с многочисленными апельсиновыми и пальмовыми деревьями, куда можно попасть через Дверь Прощения (Puerta del Perdon), рядом с которой возвышается минарет, и молитвенного зала, или харама. Входом в мечеть служит Пуэрта де Лас Пальмас: вглубь интерьера уходит череда из красно-белых арок (одна из характерных черт мавританской архитектуры), которые поддерживают более 800 сохранившихся колонн из мрамора, яшмы и оникса (ранее их насчитывалось 1293).

Мечеть в Кордове имеет несколько интересных особенностей: михраб (ниша в стене мечети, к которой обращаются лицом мусульмане во время молитвы) обращен на юг, а не на восток (к Мекке). По первой версии, это задумка Абд ар-Рахмана, так как михраб указывает на его родину, Дамаск (Сирия, современный Иран). По другой версии, центральная часть мечети указывает на главную улицу древнеримской Колонии Патриции (близ нынешней Кордовы). Другая особенность также связана с расположением михраба, который находится далеко не в центре мечети. Это произошло из-за того, что во время правления Аль-Мансура её пришлось расширять с восточной стороны, так как с южной стороны протекала река, а с западной располагался халифский дворец.

Построенный в 16 веке собор находится в самом центре мечети. Наличие внутри мусульманского храма христианской церкви является поистине уникальным фактом. Внутри собора находится готический хор, в котором расположена главная капелла. Сиденья в хоре 18-го века, вырезанные из антильского красного дерева, являются работой Педро Дуке Корнехо. На них изображено удивительное многообразие форм и фигур на мотивы Ветхого и Нового Завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду представлено 105 изображений святых.

Главное ретабло изготовлено из кабрского мрамора в 1618 году по заказу иезуита Алонсо Матиаса. Старинная живопись ретабло с изображениями кордовских святых была заменена другой, работы Паломино автора огромного полотна со сценой Успения Богоматери, давшего название собору в 16 веке.

Напротив михраба расположена капелла Вильявисиоса, которая стала первой христианской капеллой, построенной в мечети. К капелле Вильявисиоса примыкает Королевская капелла, в которой были погребены Фердинанд IV и Альфонсо XI Кастильский (позднее их останки были перенесены в соборную церковь Сан Иполито).

Благодаря своей внушительной истории и многочисленным влияниям, мечеть в Кордове сочетает в себе архитектурные стили многих эпох. Южную часть здания украшает византийская мозаика, а внутри собора можно увидеть элементы различных архитектурных стилей, которые преобладали в 16 и 17 столетии. Отдельного упоминания заслуживает кафедральная сокровищница. Наиболее примечательным элементом сокровищницы является дарохранительница (изготовленная в 1514 году из серебра и золота), произведение немецкого мастера Энрике де Арфе. Каждый год в праздник тела Христова эту двухметровое произведение искусства выносят на процессию.


Комментарии и оценки