«Как только подхватываешь лихорадку путешественника, ты уже не можешь от нее излечиться и будешь заражен ей до конца жизни»

-- Майкл Пейлин

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор святого Петра

Читать
Кафедральный собор святого Петра (Cathédrale Saint-Pierre)
Предложить свои фото

Кафедральный собор святого Петра (Cathédrale Saint-Pierre)

Кафедральный собор Пуатье, стоящий на улице rue Saint Croix, неподалеку от баптистерия и примерно в 600 м к юго-востоку от Большой церкви Богоматери, является одним из самых ярких образцов редкого архитектурного стиля анжуйской готики. Этот стиль был распространен на западе Франции в 12-13 веках. Также он имеет названия стиль Плантагенетов (по названию династии, происходящей из графства Анжу) и переходный стиль: дело в том, что анжуйскую готику действительно можно рассматривать как переходный этап между романской архитектурой и готической. С одной стороны, характерные для нее толстые стены, лишенные аркбутанов, без которых нельзя представить готическую архитектуру, напоминают о романском искусстве; с другой стороны, отличительным элементом стиля Плантагенетов являются высокие, с четко очерченными ребрами, своды, по сравнению с которыми даже традиционные готические своды выглядят более плоскими и приземистыми.

Кафедральный собор Пуатье, стоящий на улице rue Saint Croix, неподалеку от баптистерия и примерно в 600 м к юго-востоку от Большой церкви Богоматери, является одним из самых ярких образцов редкого архитектурного стиля анжуйской готики. Этот стиль был распространен на западе Франции в 12-13 веках. Также он имеет названия стиль Плантагенетов (по названию династии, происходящей из графства Анжу) и переходный стиль: дело в том, что анжуйскую готику действительно можно рассматривать как переходный этап между романской архитектурой и готической. С одной стороны, характерные для нее толстые стены, лишенные аркбутанов, без которых нельзя представить готическую архитектуру, напоминают о романском искусстве; с другой стороны, отличительным элементом стиля Плантагенетов являются высокие, с четко очерченными ребрами, своды, по сравнению с которыми даже традиционные готические своды выглядят более плоскими и приземистыми.

Собор был построен на развалинах старинного собора святого Илария (первого епископа Пуатье и почитаемого здесь святого) по приказу Генриха II Плантагенета, который финансировал строительство из собственной казны. Строительство началось в середине 12 века, когда регион Пуату благодаря браку Генриха II с Элеонорой Аквитанской принадлежал Англии. Первыми были построены хор и неф они еще несут в себе характерные черты анжуйской готики. Однако в начале 13 века король Филипп II Август вернул Пуату обратно в свои владения, и строительство собора святого Петра продолжилось уже во французском вкусе. Таким образом, завершенный в 14 веке собор сочетает в своей архитектуре два довольно разнородных направления готического искусства: анжуйский стиль и традиционную французскую готику.

Фасад собора датируется серединой 13 века. В его оформлении прослеживается сильное влияние архитектуры соборов региона Иль-де-Франс: Парижа, Сен-Дени и т.д. Фасад имеет три стрельчатых портала, заканчивающихся щипцами. Тимпан центрального портала посвящен теме Судного Дня. В тимпанах боковых порталов изображены Коронование Девы Марии и сцена т.н. уверения святого Фомы - апостола, который не верил в воскресение Иисуса Христа, пока собственными глазами не увидел раны от гвоздей на его руках. Фасад украшен большим окном-розой.

В апсиде собора святого Петра можно увидеть один из самых старинных и самых изящных витражей запада Франции, который датируется 12 веком. Распятие, занимающее центральную секцию витража, окружено изображениями донаторов, святых и новозаветных сцен. В нижнем ярусе изображены сами Генрих II Плантагенет и его супруга Элеонора Аквитанская. Над ними находятся сцены мученичества святого Петра и обезглавливания апостола Павла. Над Распятием изображена сцена Вознесения.

Также в соборе находится большое количество старинной мебели кресла хора, датирующиеся 13 веком, на спинках которых вырезаны изображения святых, библейских сцен и фантастических животных; барочный алтарь из черного мрамора; различная церковная утварь 18 века. Орган работы Франсуа-Анри Клико считается одним из самых красивых инструментов во Франции. Напротив алтаря на полу нефа начерчен лабиринт около метра в диаметре.

После Революции собор святого Петра был лишен статуса кафедрального и какое-то время служил в качестве простой приходской церкви; сейчас он опять является кафедральным собором Пуатье. С 1875 года он находится в реестре исторических памятников Франции.


Комментарии и оценки