«Путешественник без наблюдательности — все равно что птица без крыльев»

-- Муслихаддин Саади

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор святого Спасителя

Читать
Кафедральный собор святого Спасителя (Cathédrale Saint-Sauveur)
Предложить свои фото

Кафедральный собор святого Спасителя (Cathédrale Saint-Sauveur)

Кафедральный собор находится в самом центре современного Экса. Считается, что собор построен на месте античного храма Аполлона (5 века). Это подтверждают остатки римской стены и колонны, сохранившиеся в баптистерии храма (фото). Об этом свидетельствует и историк 17 века Питтон, опираясь на сделанную находку статую Аполлона. Согласно христианской традиции, считается, что часовню святого Спасителя на этом месте построил святой Максим, приплывший с Марией Магдаленой из Палестины. Она была разрушена сарацинами в 8-9 веках.

Кафедральный собор находится в самом центре современного Экса. Считается, что собор построен на месте античного храма Аполлона (5 века). Это подтверждают остатки римской стены и колонны, сохранившиеся в баптистерии храма (фото). Об этом свидетельствует и историк 17 века Питтон, опираясь на сделанную находку статую Аполлона. Согласно христианской традиции, считается, что часовню святого Спасителя на этом месте построил святой Максим, приплывший с Марией Магдаленой из Палестины. Она была разрушена сарацинами в 8-9 веках.

В нынешнем здании сочетаются элементы разных времён и стилей: романский портал 12 века соседствует с порталом в стиле пламенеющей готики, датирующимся 15 веком, а барочный неф с древним баптистерием 6 века. Одна из наиболее интересных частей собора клуатр 12 века (обходная галерея, обрамляющая внутренний двор). Недавно он был полностью отреставрирован.

Баптистерий и стены относятся к более древнему периоду, чем основная часть собора, отстроенная в 11 веке благодаря архиепископу Ростану де Фосу (его участие подтверждает табличка с посвящением в южном нефе).

Здание строилось в три этапа, что видно уже по фасадам. Здание окружают постройки, буквально сросшиеся с ним: дома каноников, датирующиеся 12 веком, средневековый клуатр и более поздняя колокольня (середины 15 века).

Длина нефа собора составляет 70 метров, ширина почти пятьдесят. Высота сводов достигает 20 метров.

Баптистерий собора, построенный в 5 веке, считается одним из самых древних во Франции. Подобные образцы были найдены и при раскопках древнего римского города Джамила в Алжире. Баптистерий восьмиугольный, перекрыт куполом 16 века. Крестильная чаша относится к меровингской эпохе (тогда крестили погружением). Она окружена восемью колоннами когда-то их завешивали тканями. На колоннах видны следы от стержней, к которым крепили ткань.

В баптистерии находятся могилы каноников и архиепископов. Здание ориентировано на восток. Интересно, что к нему подведена горячая вода рядом находились римские термы.

Клуатр сбора был построен для каноников (на тот момент их было около двадцати) в 12 веке. Его можно посетить: проход через собор, с 10 до 12 и с 14.30 до 17.30. Колонны клуатра с растительным декором, а также с изображениями фантастических животных. В четырёх концах двора представлены сюжеты из Апокалипсиса: изображены ангел, лев, орёл и бык. Изображением быка украшен пилон, составленный из нескольких переплетённых колонн.

Входные двери из древесины ореха были сделаны в 1505 году братьями Булли по эскизам скульптора Жана Гюрмана. На створках изображены религиозные сцены, обрамлённые цветочными гирляндами. Среди изображённых пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль и царь Давид. Каждая фигура стоит под балдахином. Скульптуры были раскрашены, роспись видна местами. Лишь семь верхних скульптур, украшающих портал, - оригинальные. Остальные копии, сделанные в 19 веке.

В соборе находится капелла святых Космы и Дамиана, построенная в 16 веке. Она служит лапидарием. Один из наиболее интересных экспонатов саркофаг предположительно святого Митрия, в котором, как считается, хранится одежда мученика. Здесь также выставлены мраморные львы, украшавшие надгробие Юбера де Вина, скульптуры Шарля Деборда и колонны с мраморными капителями из молельни собора.

В соборе хранится полотно авиньонского художника Николя Фромана Неопалимая купина (1476 г.). Его создавали для часовни Кармелитов, разрушенной в революцию, когда оно попало в собор. Это триптих. Снаружи на створках изображено Благовещение. Оно выполнено в технике гризайли, благодаря чему фигуры Марии и архангела Михаила напоминают статуи. Внутри триптиха изображён король Рене (заказчик работы) и его супруга, королева Жанна. Они преклонили колени перед Марией и Христом в иконографии Неопалимой купины (на переднем плане изображён также Моисей со стадом). Заказчики на боковых створках, Мария в центральной части. Они изображены на фоне стен Авиньона и замка Сомюр в Анжу, принадлежавшего королю Рене. В 2003 году с подачи государства произведение было бережно отреставрировано. В соборе хранится ещё одно произведение Фромана картина Легенда святого Митрия. Она висит в часовне за апсидой собора (часовня построена в середине 14 века над могилой святого мученика).

Также в соборе находятся картины Жана Даре-отца и Жана-Даре-сына и 17 гобеленов по эскизам известного фламандского художника Квентина Метсуса.

С 1823 года в соборе хранится каменный алтарь Эгоси, раньше стоявший в часовне Кармелитов. Он сопровождается надписью: Здесь поклоняются Анне, матери Девы Марии. Так сеньор Урбан Эгоси решил выразить свою любовь. Алтарь был освещён милостию Бога и в присутствии сеньора в 1470 году. В алтаре стоит дарохранительница, каменный шестифигурный ретабль. По сторонам от алтаря стояли статуи Девы Марии и Иоанна Крестителя, ныне экспонирующиеся в музее Гране.

Также в соборе выставлена фигурка младенца Иисуса, с которой связана легенда. В конце 17 века в Эксе жила некая Жанна Перро. В младенчестве она потеряла мать, воспитывалась отцом и была очень болезненным ребёнком. После кончины отца, в возрасте девятнадцати лет она получает первое видение. До конца жизни Жанне приходят видения младенца Иисуса и взрослого Христа. Попытки канонизировать её не имели успеха, но в память о ней в соборе поставили эту фигурку.


Комментарии и оценки