Собор святого Трофима в Арле возвышается в центре города, на Площади Республики, в 100 м к западу от Амфитеатра.
Это одно из самых интересных романских зданий региона. Оно построено на месте первоначального (5 век) собора святого Стефана (Saint-tienne). Раскопки в храме обнаружили следы древней крипты, а также остатки, которые возможно свидетельствуют о существовании здесь памятника времен Римской империи. В 1152 году Рамон де Монтредон перенес сюда мощи святого Трофима, и храм был переименован.
В 1178 году здесь был коронован бургундским королем легендарный император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, позже так нелепо утонувший в палестинской речке во время Крестового похода. В 1365 другой император, Карл IV (тот самый, имя которого носит знаменитый мост в центре Праги) по примеру своего предшественника заставил короновать себя там же, не испугавшись его печальной судьбы. И не напрасно Карл умер в своей постели. Во время Французской революции собор был превращен в Храм Верховного Существа, как это бывало со многими главными городскими церквями этой эпохи. В 1801 году он был возвращен Церкви, но стал уже не главным собором архиепископства, а простой приходской церковью.
Вместе с фасадом аббатства святого Эгидия собор входит в число двух главных комплексов романского искусства в Провансе. Его великолепный портал, высеченный из известняка, выполнен в 1180-90 годах (фото). Облик портала вдохновлен римской триумфальной аркой. В стиле рисунков и растительных мотивов очевидно влияние раннехристианского искусства. В отделке портика использованы различные декоративные элементы: пилястры, аканф, пальметты, вязь. Портал посвящен теме Ветхого завета, также изображены хищники и чудовища в компании главных святых собора Трофима и Стефана. В тимпане арки (фото) изображен Христос во славе, окруженный символами евангелистов, поддерживающими его трон. На архивольтах высечены ангелы Страшного суда и собор святых. На фризе антаблемента изображены 12 апостолов, праотцы, патриархи, и другие персонажи, которые будут присутствовать на Страшном суде типичном сюжете, используемом для порталов. Ниже расположен фриз с историями из детства Христа, а в простенках колонн стоят статуи апостолов.
Храм состоит из одного нефа и сводчатых приделов, возведенных в середине 12 века. Поскольку Арль находился на паломническом Пути святого Иакова, его главной церкви требовалось быть просторной. Трансепт самая древняя часть храма. Центральный неф является одним из самых внушительных среди всех романских памятников Прованса (40 м в длину, 15 м в ширину и 20 м высотой). Неф перекрыт цилиндрическим сводом.
В начале 13 века вместо романского купола над средокрестием была возведена 42-метровая квадратная башня-колокольня, последний этаж которой был надстроен в 17 веке. Два нижних яруса башни украшены ломбардскими аркатурными поясками, а третий пилястрами и коринфскими колоннами.
Хор и галерея относятся к 15 веку. Решение построить хор было принято архиепископом Луи Германским, умершим в 1450 году, но при его жизни исполнено не было. Строительство началось только после кончины архиепископа откладывать было нельзя: на его могиле начали происходить чудеса, и это вызвало большой приток паломников, которым не хватало места. Тогда романские апсида и хор были разрушены и заменены просторными готическими хором, галереей и венцом капелл. Хор строили в 1454-64 годах. В последующие годы план собора усложнился добавлением ряда капелл.
Первоначальная обстановка храма была утрачена (главным образом во время Революции), однако в 19 веке церковь обставили и украсили заново причем в ход пошло имущество других церквей, здания которых были разрушены революционерами. В интерьере собора любопытен цикл обюссоновских гобеленов на тему жития Девы Марии, которые располагаются на северной и южной стенах нижнего яруса.
Среди памятников живописи, находящихся в соборе, особенно важны три картины 1614 года работы фламандского художника Луи Фенсона. Первая Побиение камнями святого Стефана (в арке между хором и нефом), вторая Поклонение волхвов (в Капелле волхвов), причем в образе ближайшего к Богородице волхва запечатлен заказчик архиепископ Гаспар де Лоран. Третья Благовещение, помещена на западной стене северного трансепта. В южном обходе находится изображение Трофима, принадлежащее кисти Жана-Батиста Фуке.
В южном средокрестии находится любопытная картина, написанная на дереве неизвестным мастером 16 века, с изображением провинциального церковного собора вместе с Мадонной и святым Стефаном. Собор был созван для суда для растратчиком-епископом Рэ (6-й слева). Это весьма редкий сюжет для группового портрета.
Важная достопримечательность собора три раннехристианских саркофага, которые были помещены в его интерьер в 19 веке. Первый из них, датированный 4 веком, был вмонтирован в северную стену и использовался в качестве купели. Он украшен двухъярусной аркадой с изображением святых. Второй саркофаг, из каррарского мрамора, находится в часовне святой Генесты (chapelle saint Genest). На нем изображен сюжет перехода евреев через Чермное море. Этот саркофаг используется в качестве алтаря. Над ним помещена большая скульптурная группа с изображением Успения. Третий саркофаг украшает алтарь часовни Гроба Господня (chapelle du Saint-Spulcre). Он принадлежал христианину по имени Гемин, казначею пяти провинций, работавшему в Вене, а затем в Арле (когда в этот город была перенесена префектура претория). В трехъярусной аркаде, опоясывающей саркофаг, изображен Христос, апостолы и т. п.
В той же часовне над саркофагом помещен мраморный рельеф со сценой Положения во гроб. В капелле Богородицы находится статуя Мадонны Милостивой (Notre Dame des grces), изваянная в 1618 году Леонардо Мирано. Витражи хора восстановлены в конце 19 века.
К собору примыкает величайшее произведение средневековой скульптуры и архитектуры - клуатр святого Трофима, две романские галереи которого (северная и восточная) относятся к 12 века, а две другие, готические - к 14-му. Его соединение с храмом достаточно необычно - вместо трансепта или нефа вход осуществляется через лестницу к хору. Опоры арок галереи обильно украшены скульптурой. Главные темы декоративного оформления монастыря Воскресение Христово, истории жизни святых Трофима и Стефана. В северной части клуатра находится зал с 7 гобеленами конца 17 века на сюжет истории Годфрида Бульонского и 1-го крестового похода.
Комментарии и оценки