«Кораблю безопаснее всего в гавани. Но он не для того строился»

-- Грейс Хоппер

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Базилика Богоматери

Читать
Базилика Богоматери (Basilique Notre-Dame-du-Port)
Предложить свои фото

Базилика Богоматери (Basilique Notre-Dame-du-Port)

Базилика Богоматери Нотр-дам-дю-Порт расположена на северо-востоке исторического центра города, в 300 м к северо-востоку от собора, в районе, исторически известном под названием Портус, т. е. рынок.

Базилика Богоматери Нотр-дам-дю-Порт расположена на северо-востоке исторического центра города, в 300 м к северо-востоку от собора, в районе, исторически известном под названием Портус, т. е. рынок.

Это романская базилика, прежде бывшая коллегиальной церковью. C 10 века до Французской Революции церковь находилась под управлением каноников: до 13 века - регулярных (приносивших монашеские обеты), затем - секулярных.

История церкви восходит к 6 веку, когда ее будто бы основал святой епископ Авиций. Однако документированное строительство первого известного здания на этом месте относится лишь к 10 веку, и осуществлялось оно под руководством епископа Стефана II Клермонтского. Первоначально храм был главной церковью Девы Марии в городе, но с возведением городского собора он отошел на второй план. В Средние века он лежал на одном из разветвленных маршрутов Пути святого Иакова, что обеспечивало его большим количеством паломников. Храм входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО как часть этого Пути.

Церковь перестраивают в 11-12 веках, так как ее сжигают норманны. Именно к этому периоду относится дошедшие до наших дней стены. Строительство продолжалось до 1185-1240 годов. Западный фасад был закончен по инициативе следующего епископа, Понса де Полиньяка, который сумел собрать необходимые средства у верующих. Башня над средокрестием упала в результате землетрясения в 15 веке, которое нанесло заметный ущерб всему региону. Западная часть церкви была разобрана по неизвестным причинам. Церковь была восстановлена в 19 веке путем возведения башни и повторного завершения западной части. Была снята старинная черепица, уничтожена крипта. В 2007-2008 годах храму попытались возвратить первоначальный облик, в частности, обновив все фасады и кровлю. Все камни очистили, удалили ремонтный раствор 19 века и настелили необычную черепицу, напоминающую первоначальное покрытие.

Церковь входит в число пяти основных романских церквей Оверни. Возведенное из песчаника здание отличается визуальной гармонией, так как спланировано с использованием золотого сечения. Несмотря на обычно тяжеловесный романский стиль, церковь очень изящна в пропорциях внутреннего пространства. В плане базилика представляет собой латинский крест. Интерьер характеризуется простотой. Здесь есть с хор и четыре капеллы. Святилище пример овернской романской архитектуры, оно украшено изящной мозаикой. Капители храма одни из самых красивых в регионе, они изображают сцены из Библии, а также изображения борьбы Пороков и Добродетелей, вероятно, из Psychomachia поэта Пруденция (фото).

Наружный облик церкви весьма привлекателен (фото 1, фото 2): поверхности ее стен украшены каменными инкрустациями. В этих узорах находят сильные восточные, в частности, арабские влияния. Первоначально базилика была полностью полихромной. Над южным порталом находится резной тимпан с библейскими сценами (фото), который был сильно поврежден во время Французской Революции.

В небольшой крипте под хорами находится статуя Черной Мадонны 17 века, которая является копией византийской статуи, привлекавшей в этот храм множество паломников.


Комментарии и оценки