«Мы путешествуем не для того, чтобы сбежать от жизни, а чтобы жизнь не убежала от нас»

--

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Площадь Станислава

Читать
Площадь Станислава (Place Stanislas)
Предложить свои фото

Площадь Станислава (Place Stanislas)

Площадь Станислава сейчас считается центром города. Она построена по проекту архитектора Эммануэля Эре в 1751-1775 годах и входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Её заказчиком выступал герцог Станислав Лещинский, бывший король Польши и тесть Людовика XV. Он получил эти земли в управление в 1737 году, в связи с присоединением Лотарингии к Франции. Станислав был грамотным правителем и меценатом: восстанавливал герцогство, опустошённое войнами, окружил себя артистами и художниками. Именно он познакомил Лотарингию с искусством барокко, которое отсюда распространилось на всю остальную Францию.

Площадь Станислава сейчас считается центром города. Она построена по проекту архитектора Эммануэля Эре в 1751-1775 годах и входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Её заказчиком выступал герцог Станислав Лещинский, бывший король Польши и тесть Людовика XV. Он получил эти земли в управление в 1737 году, в связи с присоединением Лотарингии к Франции. Станислав был грамотным правителем и меценатом: восстанавливал герцогство, опустошённое войнами, окружил себя артистами и художниками. Именно он познакомил Лотарингию с искусством барокко, которое отсюда распространилось на всю остальную Францию.

Жители Нанси считают площадь Станислава самой красивой площадью в мире. Она небольшая 106 на 124 метра. Она соединяла два квартала, две части города: Старый город эпохи Средневековья и Новый город 16-17 веков. Площадь возникла на пустыре рядом с Площадью арены (раньше здесь стоял позорный столб, к которому привязывали осуждённых). Укрепления Нового города и Королевские ворота образовывали узкий проход только он связывал два города, а перемещаться по нему было крайне неудобно. Строительство новой площади должно было расцениваться как величайшая милость Людовика XV, давшего на это добро.

Первый проект предполагал, что с востока и запада площадь замыкают ворота Станислава и святой Екатерины, с севера и юга ратуша и триумфальная арка. Но ему воспротивились военные, так как постройка площади делала город беззащитным с севера. Тогда Лещинский предложил перестроить рыночную площадь, что также вызвало протест, теперь уже у купцов. В итоге выбрали компромиссный вариант: площадь устроили на месте пустыря, сохранив при этом большую часть фортификационных укреплений. Лещинский вложил в обустройство площади немало своих денег. Так, он спонсировал установку четырёхметровой королевской статуи, отлитой из бронзы, с постаментом, украшенным аллегорическими фигурами, которую впоследствии - в Революцию - уничтожили. Сейчас на её месте стоит статуя самого Станислава, отлитая из бронзы в 1820-е годы. Площадь построили за рекордные сроки всего за три с половиной года.

Она замечательна своими выверенными пропорциями, своей архитектурой и больше походит на столичную площадь, чем на провинциальную. Постройки сделаны в стиле классицизм с отдельными барочными и рокайльными элементами. Все здания возведены по проекту Эммануэля Эре. Площадь ограждена монументальными коваными решётками бронзовщика Жана Ламюра, украшенными лилиями и вензелями Людовика XV. Всю южную сторону площади занимает ратуша, где заседает муниципалитет (фото). Она построена в середине 18 века. Центральный фронтон украшен изображениями гербов Станислава и Нанси. Центральные часы фланкированы двумя аллегорическими статуями, изображающими справедливость и осторожность. Под часами находится барельеф с изображением девушки, держащей в руках чертополох, символ города со времён победы лотарингских герцогов над Карлом Смелым. Вестибюль и лестничный пролёт были расписаны Жаном Жирарде. Изображены пейзажи и обманки, имитации архитектурного декора (фото). Зал на первом этаже, бывшая Академия Станислава, украшен фресками на аллегорические сюжеты: здесь изображен покровитель искусств Аполлон, Юпитер, представляющий справедливость, Эскулап (медицина) и Меркурий (торговля).

Рядом с Ратушей находится Национальный оперный театр Лотарингии, построенный в 1753 году. Первоначально здание было частным особняком, затем принадлежало архиепископу. После того, как в пожаре погиб Театр комедии, театральная жизнь переместилась сюда. В связи с этими переменами здание было реконструировано - за образец были взяты итальянские театры. В особняке под номером дома 1, бывшем частном особняке, носившем название Павильон Жаке, ныне находятся две знаменитые пивные Foy и Commerce.

На северной стороне площади располагается Арка Эре, построенная на месте бывших Королевских ворот (описание). Арка построена архитектором Эммануэлем Эре по образцу арки Септимия Севера в Риме и украшена изображениями военных трофеев. Карниз венчают статуи Цереры, Геркулеса и Марса. В центральной части находится позолоченный свинцовый медальон с профилем Людовика XV, поддерживаемый фигурой крылатого гения и женской фигурой, символизирующей Лотарингию.

Арка украшена мраморными досками, на одной из которых значится надпись: Ужас врагов, надежда ремесленников, слава и любовь народа. Речь идёт о Людовике XV, как видно из соседних мраморных барельефов, снятых с Королевских ворот: на них изображены Меркурий, Минерва и музицирующий Аполлон (аллегорическое изображение Людовика XV).

На площади находится также Музей изящных искусств (описание).

Площадь украшают два фонтана в стиле рококо. Один - с изображением Нептуна (фото), второй - Амфитриты (фото). Их автор скульптор Гюбаль.

С 1983 года на площади нельзя парковаться. К 250-летию открытия площади её реконструировали: сделали пешеходной и замостили, как во времена Станислава.


Комментарии и оценки