Аббатство святых Петра и Павла в местечке Солиньяк расположено примерно в 10 километрах к югу от Лиможа. Оно было основано в 631 или 632 году казначеем короля Хлодвига II и епископом Нуайона святым Элигием в период правления франкского короля из династии Меровингов Дагоберта I (около 605 639). Сейчас от средневекового аббатства сохранилась лишь романская купольная церковь 12 века. Остальные здания были построены уже в 18 веке.
В отличие от других монастырей аббатство Солиньяк изначально подчинялось непосредственно королю. Вскоре после создания в аббатстве уже насчитывалось около 150 монахов. С начала 9 века в аббатстве был введен устав ордена бенедиктинцев.
В период раннего средневековья аббатство подвергалось нападениям мусульман и викингов. В 12-13 веках вокруг аббатства сформировался оживленный торговый поселок, а само аббатство управляло более двадцатью приходскими церквями и владело большими земельными угодьями. Именно к этому времени относится строительство монастырской церкви. Исследователи полагают, что два пролета нефа с куполами, а также купол над пересечением нефа и трансепта были построены еще до середины 12 века, а башня-фонарь в начале 13 века.
В дальнейшем аббатство немало пострадало в период Столетней войны (1337-1453), а также в эпоху Религиозных войн 16 века. Начало 17 столетия ознаменовалось для аббатства внутренним расколом, но уже в 1635 году единство было восстановлено.
Несмотря на гонения, в годы Великой французской революции аббатство все еще насчитывало 14 монахов. В 19 веке аббатство претерпело много изменений: в годы наполеоновской Империи оно было превращено в женский пансион, а некоторое время спустя в нем разместился фарфоровый завод. Лишь в 1946 году монастырь вновь перешел в ведение Церкви.
Монастырская церковь в Солиньяке является единственной купольной романской церковью в Лимузене. Трансепт церкви ассиметричен: его южная часть имеет цилиндрический свод, а над северным рукавом возведен купол. На фасаде северного портала церкви размещен барельеф, изображающий Иисуса Христа на престоле.
В ходе реставрационных работ, проводившихся в середине 20 века, на одной из опор справа от хора были обнаружены росписи 15 века, на которых изображен святой Христофор. В хоре находятся росписи 17 века (Искушение Иисуса Христа и Ночь в Гефсиманском саду), над которыми расположены витражи 15 века. К 16 веку относятся деревянные откидные сиденья, подлокотники и выступы которых украшены разнообразными резными фигурками как фантастическими, так и вполне реалистическими.
Комментарии и оценки