«Никогда не экономьте на том, что вы не сможете повторить»

-- Тони Уиллер

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Версальский дворец

Читать
Версальский дворец (Château de Versailles)
Предложить свои фото

Версальский дворец (Château de Versailles)

Версальский дворец находится в городке Версаль примерно в 20 километрах к юго-западу от Парижа. С мая 1682 года по октябрь 1789 года дворец являлся постоянной резиденцией трех французских королей Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI. Дворец представляет собой грандиозное сооружение, общая площадь которого составляет более 63 тысяч квадратных метров. Здание насчитывает 2300 комнат, 1000 из которых сегодня входит в состав музейного комплекса. Дворец впечатляет не только своими размерами, но и пышностью внутреннего убранства, затмившего все ранее существовавшие резиденции королей и высокой знати. Слава Версаля была столь велика, что он стал образцом для строительства многих других архитектурных комплексов и, в том числе, вдохновил русского императора Петра I на постройку дворца в Петергофе.

Версальский дворец находится в городке Версаль примерно в 20 километрах к юго-западу от Парижа. С мая 1682 года по октябрь 1789 года дворец являлся постоянной резиденцией трех французских королей Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI. Дворец представляет собой грандиозное сооружение, общая площадь которого составляет более 63 тысяч квадратных метров. Здание насчитывает 2300 комнат, 1000 из которых сегодня входит в состав музейного комплекса. Дворец впечатляет не только своими размерами, но и пышностью внутреннего убранства, затмившего все ранее существовавшие резиденции королей и высокой знати. Слава Версаля была столь велика, что он стал образцом для строительства многих других архитектурных комплексов и, в том числе, вдохновил русского императора Петра I на постройку дворца в Петергофе.

Версальский дворец стал воплощением смелого архитектурного замысла короля Людовика XIV. Однако еще до него места, где впоследствии появился дворец, приглянулись его отцу Людовику XIII. Надо сказать, что в начале 17 века Версаль представлял собой небольшой поселок, где проживало около 500 человек. Кругом расстилались болота и бескрайние поля. В 1623 году неподалеку от деревушки по приказу Людовика XIII был выстроен скромный охотничий замок. В 1636-1638 годах архитектор Филибер Леруа перестроил полюбившуюся королю резиденцию, которая приобрела П-образную форму. Этот воздвигнутый из камня и кирпича миниатюрный дворец с черепичной крышей, современники называли карточным домиком. Однако в противовес его незамысловатой архитектуре интерьеры были богато оформлены.

В 1651 году в Версале впервые побывал Людовик XIV. Поначалу он приезжал туда лишь для того, чтобы провести время со своей любовницей Луизой де Лавальер. Затем в 1660 году король прибыл в Версаль вместе с молодой супругой испанской инфантой Марией-Терезией. В то время Версаль чаще всего использовался королем для увеселительных мероприятий. Очень скоро стало понятно, что маленький дворец непригоден для размещения многочисленной королевской свиты. Кроме того, решающим импульсом, заставившим Людовика задуматься над подстройкой нового дворца, стало посещение 17 августа 1661 года праздника, устроенного в его честь в замке Во-ле-Виконт, который принадлежал сюринтенданту финансов Никола Фуке. Над созданием этого великолепного архитектурного ансамбля работали самые лучшие мастера того времени архитектор Луи Лево, художник Шарль Лебрен, скульпторы Франсуа Жирардон и Франсуа Ангье, а устройством парка занимался знаменитый ландшафтный архитектор Андре Ленотр.

На строительство и отделку замка Фуке затратил огромные средства. Короля раздражали богатство и гордыня этого ловкого человека, обогатившегося на службе у кардинала Мазарини, хотя формально сюринтендент подчинялся королю. Кроме того, король с негодованием узнал о том, что Фуке безуспешно пытался подкупить его любовницу Луизу де Лавальер. Последней каплей стал памятный торжественный прием в Во-ле-Виконт, во время которого королю, наряду с 3000 приглашенных, были продемонстрированы пышно обставленные апартаменты и парк с великолепными фонтанами, которые ночью осветили огни фейерверков.

Две недели спустя король под каким-то предлогом вызвал Фуке в Нант, где тот был арестован. А Людовик меж тем стал вынашивать план строительства грандиозного дворца в Версале, который не только затмил бы славу Во-ле-Виконта, но и стал бы символом мощи французской монархии. Для этой цели Людовик пригласил всю команду архитекторов, художников и скульпторов, прежде трудившихся в Во-ле-Виконте.

К 1664-1668 годам относится первая серия работ по увеличению размеров дворца Людовика XIII за счет пристройки к нему крыльев. Первоначально король планировал полностью разрушить его и построить на его месте новое здание, однако новый сюринтендант финансов короля Жан-Батист Кольбер уговорил монарха отказаться от этого замысла в целях экономии государственных средств. Проект архитектора Лево, которого Людовик пригласил после ареста Фуке, предполагал втрое увеличить площадь дворца Людовика XIII. В тот же период в парке, устройство которого было поручено еще одному бывшему подчиненному Фуке Ленотру, были установлены скульптуры Жирардона и Леонгра.

К 1669-1672 годам относится вторая серия строительных работ, в ходе которых Версальский дворец стал понемногу приобретать свой современный облик. Архитектор Жюль Ардуэн Мансар, заступивший на место скончавшегося в 1670 году Лево, пристроил к дворцу Людовика XIII северный и южный корпуса, благодаря чему образовалось два внутренних двора примыкающий к старому дворцу камерный Мраморный двор (он был замощен выложенными узором мраморными плитами), который переходил в просторный Королевский двор. Он отгорожен от города позолоченной чугунной решеткой на высоком каменном постаменте. Оставшийся на виду фасад старого дворца был украшен бюстами в античной манере, которые разместились в простенках между окнами. В сходной манере были оформлены и фасады новых корпусов.

Долгое время парадным входом во дворец служила Большая лестница, или Лестница послов, которая вела на второй этаж, откуда вправо и влево расходились анфилады комнат. В 1752 году она была разрушена ради создания апартаментов для одной из дочерей Людовика XV.

В результате сооружения так называемого Конверта вокруг старого дворца, то есть новых крыльев, все члены королевской семьи обзавелись личными апартаментами. В южной части второго этажа располагались покои королевы, в северной покои короля, которые образовывали так называемые Большие апартаменты. На третьем этаже разместились прочие члены королевской семьи и придворные.

[01] 02

Комментарии и оценки