«Предрассудки, нетерпимость и узколобость губительны для путешествий»

-- Марк Твен

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Церковь святого Евстафия

Читать
Церковь святого Евстафия (Сент-Эсташ; Église Saint-Eustache)
Предложить свои фото

Церковь святого Евстафия (Сент-Эсташ; Église Saint-Eustache)

Церковь святого Евстафия (Сент-Эсташ; glise Saint-Eustache) расположена в 300 м к северо-востоку от Лувра.

Церковь святого Евстафия (Сент-Эсташ; glise Saint-Eustache) расположена в 300 м к северо-востоку от Лувра.

Это одна из самых посещаемых церквей в Париже. История храма на этом месте восходит к 13 веку, когда здесь была воздвигнута часовня святой Агнессы. Имя этой святой до сих пор сохраняет крипта, примыкающая к церкви святого Евстафия с восточной стороны. Та, первая часовня являлась посвящением от парижского буржуа Жана Але, построенным в знак благодарности Господу за то, что король Филипп Август разрешил ему взимать подать с доставляемых в квартал корзин с рыбами. В 1223 году она была превращена в приходскую церковь и переименована в церковь святого Евстафия. Очевидно, причиной изменения статуса и имени была передача храму реликвий великомученика Евстафия, ранее находившихся в Сен-Дени. Церковь была перестроена и увеличена в несколько раз в связи с постепенным ростом населения района.

В 1532 году было решено построить новое здание в готическом стиле, облик которого был бы достоин великого Парижа. Первый камень в дошедшем до наших дней храме был заложен 19 августа того же года парижским прево. Строительство, однако, замедлялось из-за финансовых трудностей. Проблему пытался разрешить Рене Бенуа, который был пастором церкви в 1560-х, приобрел такое влияние на прихожан, что получил прозвище папы квартала. В 1578 году он опубликовал воззвание, призванное собрать средства на завершение здания. Деньги, вероятно, он получил, потому что в этот период было возведено несколько столпов нефа и сделано несколько окон. После ряда перерывов церковь была завершена в 1633 году и освящена в 1636 году епископом де Гонди, архиепископом Парижа (дядей знаменитого кардинала де Реца).

Затем готическое здание претерпело перестройку в ренессансном стиле, из-за чего готические окна-розы теперь сочетаются с античными колоннами. Во-первых, переделки коснулись фасада. Старинный западный фасад церкви, чьи башни оставались незавершенными, оказались ослабленными из-за строительства двух капелл в 1665 году Кольбером. В 18 веке было решено восстановить это фасад. Проект создал знаменитый архитектор периода классицизма Луи ле Во, финансирование обеспечил Кольбер. Однако лишь в 1754 году герцог Шартрский (будущий Филипп Эгалите) заложил первый камень фасада. Архитектором стал знаменитейший мастер следующего поколения Мансар. Строительство затянулось из-за отсутствия средств, и первоначальный проект, в который входили две двухэтажные башни, соединенные галереей, оказался преобразованным в тяжелый фасад с массивным фронтоном. Последним над проектом работал Моро (1788). Правая башня осталась до сих пор незавершенной. Таким образом, готический силуэт храма, с контрфорсами и пинаклями, оказался искаженным классическим фасадом дорического ордера.

Долгое время храм являлся королевским, из-за своей близости к Лувру. Здесь причащался Людовик XIV, и погребены такие видные персонажи французской истории и культуры, как Кольбер, Скарамуш, Рамо, адмирал Турвиль, Вуатюр, Мариво и многие другие. Моцарт выбрал этот храм для отпевания своей матери, а Мольер для свадьбы.Во время Французской Революции храм был осквернен и обворован.

В интерьере находится одна из двух известных копий Трапезы в Эммаусе, выполненных Рубенсом около 1611 года, а также Товий и ангел кисти Санти ди Тито, Мученичество святого Евстафия Вуэ, Поклонение волхвов Шарля Ванлоо, статуя Мадонны работы Пигаля. В капелле стоит статуя, сделанная из серебра современным скульптором Китом Херингом в память об эпидемии СПИДа в 1980-х годах.

Храмовый орган самый большой во Франции, был восстановлен после пожара в 1854 году. В настоящий момент главным музыкантом храма является всемирно известный органист Жан Гийу, которого приезжала слушать сама королева Елизавета II.


Комментарии и оценки