Церковь святого Роха (Сен-Рош; glise Saint-Roch) находится на улицеrue Saint-Honor(1 округ)в 300 м к западу от Пале-Ройяль.
Имея в длину 126 метров, церковь является одной из крупнейших в Париже. Ее история начинается с 1521 года, когда парижский купец Жан Диношо возвел часовню в честь святой Сусанны. В 1577 году его племянник Этьен превратил часовню в большую церковь и отдал ее под покровительство святого Роха. В 1629 году она стала приходской церковью и претерпела ряд перестроек.
Новое здание было возведено в 1645-1722 годах по планам, созданным архитектором Жаком Ле Мерсье. Первый камень заложил малолетний король Людовик XIV в сопровождении своей матери Анны Австрийской. За работами в разное время следили Этьен-Луи Буаль, Мансар, Робер де Котта и проч. В новой церкви была устроена капелла святой Сусанны в память о бывшей церкви. Финансирование прекратилось в 1660 году и работы остановились к этому моменту были возведены трансепт и неф. В 1690 году все же сделали хор и закончили трансепт, но перекрытия оставались деревянными. В 1701 году Мансар добавил к зданию капеллу Девы, завершенную после его смерти Пьером Булле. Снова прерванные работы были возобновлены в 1719 году на пожертвования банкира Лоу, которые позволили сделать каменную крышу и фасад. В 1728-1736 году Робер де Кота поставил правую башню над хором. Он же, вероятно, составил проект фасада, но за осуществлением следил, скорее всего, его сын Жюль. Фасад двухярусный нижний украшен дорическим ордером, верхний коринфским.
Церковь и площадь перед нею стали местом боевых действий во время восстания роялистов в 1795 году. Фасад был поврежден выстрелами. Разграбленная во время Французской Революции, церковь была восстановлена, приютив в своих стенах произведения из других пострадавших парижских церквей.
В число лиц, похороненных здесь, входят Ленотр, Вандом, Корнель, Гельвеций, Пирон, Дидро, Гольбах, Фрагонар. Надгробные памятники по большей части являются прекрасными образцами барочной скульптуры. Церковь была очень модной в 18 веке, и особенно ее любили французские художники, из-за чего район получил прозвище прихода художников.
Комментарии и оценки