«Путешествуй только с теми, кого любишь»

-- Эрнест Хэмингуэй

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор

Читать
Кафедральный собор (Cathédrale Notre-Dame)
Предложить свои фото

Кафедральный собор (Cathédrale Notre-Dame)

Шартрский Кафедральный собор Богоматери - главное и самое знаменитое здание города, возвышающееся в его центре. Это один из самых прославленных и хорошо сохранившихся готических соборов в мире. При создании списка памятников всемирного наследия ЮНЕСКО этот храм был включен в него одним из первых.

Шартрский Кафедральный собор Богоматери - главное и самое знаменитое здание города, возвышающееся в его центре. Это один из самых прославленных и хорошо сохранившихся готических соборов в мире. При создании списка памятников всемирного наследия ЮНЕСКО этот храм был включен в него одним из первых.

Это здание было возведено в начале 13 века приблизительно за тридцать лет. Шартр являлся популярным паломническим центром, и требовалась просторная и заметная постройка. Высокие шпили собора были видны на много километров вокруг.

Его строили на развалинах более раннего романского собора, сгоревшего в 1194 году. Впрочем, самым древним сооружением на этом месте считается склеп кельтского периода Saints Forts, который был засыпан в 17 веке и отреставрирован в 20 веке. Его глубина составляет около 33 м.

Первый храм здесь возвели в середине 4 века. Он назывался Авентинским собором по имени первого епископа города. Храм был возведен, по всей видимости, у подножья стены галло-римского периода, окружавшей город. Он был разрушен огнем в 743 году, или 753 году вестготскими войсками. После этого началось строительство второго собора, который был разрушен в 858 году пиратским нападением викингов. Епископ Гислеберт возвел третье здание от этого периода до наших дней осталось, видимо, некоторые фрагменты нынешнего мартириума святого Любена. В 876 году король Карл Лысый пожертвовал в храм святыню Покров Богородицы. Это положило начало славе храма. Третье здание сгорело в 962 году во время очередной феодальной войны. Вместо него построили новый храм, который, в свою очередь, сгорел в результате случайного пожара. Епископ Фульберт построил на руинах романский храм. В 1020 году была возведена нижняя церковь, которую можно увидеть и сегодня. В 1134 году город выгорел почти полностью, но здание храма огонь пощадил, практически не повредив.

С 1134 до 1160 года, используя свободное пространство в передней части нефа, строители возвели западный фасад, дошедший до наших дней. Тогда была поднята северная башня. В 1142-1150 годах шло строительство Королевского портала, знаменитого своим скульптурным ансамблем. В 1145 году начали работы над южной башней (сейчас ее зовут Старой), возведение которой, включая шпиль, шло до 1160 года. Первоначально она насчитывала только два этажа, а до 1506 года была перекрыта деревянными стропилами и свинцовыми листами.

Но в 1194 году случился новый пожар, который пощадил только крипты, западный фасад и башни. Драгоценную реликвию Покров Богородицы, успели укрыть в мартириуме святого Любена, куда огонь не сумел пробраться. Уцелело также несколько витражей портала. Отстройка поврежденного здания шла молниеносно, что свидетельствует о больших финансовых вливаниях. К 1220-1225 годам своды, впрочем, еще не успели сомкнуть. Несколько десятилетий ушло на то, чтобы завершить трансепт фронтонами. К 1240 году были закончены прославленные витражи, их торжественное освящение состоялось в 1260 году.

Именно в этом соборе был коронован в 1594 году Генрих IV Наваррский а не в Реймском, как это было принято обычно. Причиной этого были религиозные войны, из-за которых Париж и Реймс контролировались агрессивно настроенными католиками и оставались недоступными.

Собор знаменит, прежде всего, благодаря своему удивительно богатому декору. В интерьере и фасаде насчитывается почти 3 500 статуй, многие из которых являются совершенными образцами готического стиля. Здесь насчитывается 9 резных порталов, самый большой хор во Франции и самая большая крипта в романском стиле. Общая площадь 176 окон-витражей собора составляет 2 600 кв. м.

Из-за сложной истории строительства собора две его колокольни выполнены в разном стиле: северная башня носит отпечаток типичной ранней готики (с толстыми нервюрами и конусообразным силуэтом), и увенчивается шпилем в стиле пылающей готики, поставленном в 16 веке. А южная башня имеет более классический готический облик, будучи возведенной в зрелый период стиля. Ее шпиль более прост. Эта разница между двумя колокольнями является уникальной чертой здания. В этой башне находятся 7 колоколов, каждый из которых имеет свое собственное имя и голос.

Главный фасад собора западный, обрамленный двумя колокольнями. Здесь было расположено множество статуй: 24 крупные (19 сохранилось) и 300 более мелких фигуративных элементов, создававших декоративное украшение фасада. Стена за спинами статуй покрыта узорами, несущими отпечаток еще не закатившегося романского стиля плетёнки, колонны, листья аканфа. Портал на этом фасаде носит почетное имяКоролевского.

На северном фасаде расположен портал, носящий название Ворот Завета. Здесь изображены сцены из Ветхого Завета и жития Девы Марии. На центральной арке высечены эпизоды из Книги Бытия. Правая часть посвящена теме трудов и дней.

Южный порталрассказывает о Церкви, которая опирается на апостолов (центральная часть), святых (справа) и мучеников (слева). Время ее создания приблизительно тогда же, как и северный портал, возможно, чуть раньше.

Деревянная кровля сгорела в 1836 году, на следующий год ее заменили медными листами по металлическому каркасу. Современный облик является результатом реконструкции, осуществленной в 1997 году.

Весьма прославлены витражи Шартрского собора как своей красотой, так и тем, что это самый значительный единый ансамбль окон, сохранившийся с 13 века. В основном их создали в 1205-1240 годах. Большинство окон было сделано в то время, когда собор перестраивался после пожара 1194 года. Древней лишь витражи аббатства Сен-Дени, заказанные аббатом Сугерием в 1144-1151 годах. Три окна на западном фасаде сохранились от предшествующего столетия вероятно, 1145-1155 годов. Также осталось раннее окно 1180 года в южной стороне деамбулатория, изображающее Деву Марию. Оно имеет имя собственное Богородица Красивого Стекла (Notre-Dame-de-la-Belle-Verrire). Это один из главных, самых знаменитых, витражей собора.

Основной цвет шартрских витражей интенсивно синий, созданный с использованием синего кобальта, секрет воспроизводства которого ныне утерян. Почти две сотни окон являются важными произведениями декоративно-прикладного искусства. Несколько окон были повреждены и восстановлены в последующие века. В 1972 году витражи начали чистить от загрязнений, и работы все еще продолжаются. Сюжеты традиционные из Ветхого и Нового Заветов, хотя использованы мотивы из Золотой легенды Якова Ворагинского. Среди мотивов можно найти знаки зодиака, а также упоминания о цехах, которые, возможно, оплатили создание этих витражей. Повествование в витражах, как правило, читается снизу вверх и слева направо (за исключением цикла Страстей, который читается сверху вниз). Помимо витражей с традиционными евангельскими сюжетами любопытно разглядывать цикл окон с историей Карла Великого, причем этот правитель даже не является канонизированным святым. В Сен-Дени есть окна на аналогичные сюжеты, например, о легендарном путешествии императора на восток, во время которого были обретены реликвии Страстей. Витражи в Шартре придуманы на основе тех же древних манускриптов, но с добавлениями. Истории очень странные и непривычные: например, одно из окон посвящено покаянию Карла Великого за грех кровосмешения со своей сестрой, от которого родился Роланд.

Окно-роза на фасаде северного трансепта изображает Богоматерь с младенцем на троне, в окружении лучей с голубями, ангелами, царями и пророками. Окно-роза южного трансепта посвящено сюжетам Апокалипсиса, а также теологическим толкованиям. В центре находится Христос во славе.

Нетрадиционны также витражи в капелле Вандом, которые были оплачены Луи де Бурбоном, графом Вандомским, после паломничества в Шартр и после битвы при Азенкуре, где он был взят в плен. Часовня была построена в 1417 году. Здесь изображены члены его семьи (в том числе королева Жанна Неаполитанская и Жан де Лузиньян, король Кипра) и их святые покровители. К сожалению, к 1700 году они были уже повреждены, а во время Французской Революции уничтожили изображения членов семьи Вандома. Изображения были переделаны в 1920 году художником Альбером-Луи Бонно по рисункам из частной коллекции. Одна из характерных черт этого витражного цикла большое количество донаторов, которые вложили средства в создание этих окон. Это не только короли (Людовик VIII, Фердинанд III Кастильский, Людовик IX и Бланка Кастильская), герцоги и графи (Тибо VI, граф Блуа, Симон де Монфор), а также 30 гильдий (плотники, каменщики, пекари, скорняки), которые изображены в бытовых сценках, дающих яркую картину средневекового цехового общества.

Весьма известен шартрский лабиринт - огромный узор, выложенный на полу собора. Этот пол 12 века занимает в ширину весь неф, между третьим и четвертым пролетом. Это непрерывная линия общей длиной 260 м, состоящая из множества извивов. Согласно одному из толкований, количество камней, использованных для создания рисунка, совпадает с количеством дней беременности, т. е. путь по этому лабиринту символизирует появление на свет. Это толкование является спорным. По другой версии этот лабиринт символизирует путь паломника к богу. Это пространство для желающих прогуляться по лабиринту освобождают каждую пятницу с 10 до 17 часов.

Ограда хора отделяет его от деамбулатория. Она полностью скульптурная 40 групп, насчитывающих 200 статуй, многие из которых сделаны мастером по имени Жан де Бос, который начал работу в начале 16 века. Ренессансная иконография посвящена эпизодам из жизни Иисуса и Девы Марии. В соборе хранится деревянная статуя Девы, датируемая 1540 годом, которая была частью загородки, разрушенной в 18 веке.

Главная святыня храма Покров Богородицы, переданный храму в 876 году императором Карлом Лысом. Она привлекала множество паломников. Когда в 1194 году случился пожар, одно время считали, что она утрачена, но Покров к удаче собора обнаружили нетронутым, что было истолковано как особое покровительство Богородицы храму, и ускорило его реконструкцию после огня. Реликвия содержалась в драгоценном ларце, который был продан в годы Французской Революции. Покров также был разрезан и части его проданы. В 1927 году Лионский музей шелка произвел экспертизу, которая определила, что Покров выполнен из ценного шелка, датируемого первыми веками нашей эры. Реликвию можно увидеть в деамбулатории, в северной части, в одной из апсидальных капелл.

Собор остается популярным местом паломничества и в наши дни, в основном, в дни праздника Пятидесятница, который привлекает каждый год более 8 тыс. человек. Кроме того, храм стоит на дороге Святого Иакова, на маршруте, ведущем из Парижа.

Крипты храма являются результатом строительных работ разных периодов и носят черты различных архитектурных стилей. Здесь можно посмотреть фрески 12 века, 19 века, а также современные росписи. Внутренняя крипта, вероятно, является частью сооружения, построенного в каролингскую эпоху, в 9 веке. Она носит имя святого Любена и находится под хором нынешнего собора, чуть ниже алтаря. Наружная крипта святого Фульберта (она же нижняя церковь) идет полукругом от одной башни к другой. Датированная 11 веком, она имеет 230 метров в длину и 5-6 метров в ширину, и является самой крупной криптой во Франции. Здесь находится часовня Богоматери Подземной (Notre-Dame Sous-Terre) пожалуй, одно из древнейших святилищ, посвященных Деве Марии, в Западной Европе. Здесь стоит статуя, датированная 1975 годом, которая воспроизводит древнюю статую, вероятно, сожженную революционерами в 1793 году. Она могла изначально быть статуей Богини-Матери галло-римских времен. Другие капеллы в подземной крипте три романские и четыре готические (13 век). Здесь также расположен колодец Сен-Фор (Saints-Forts), вода которого, по средневековому поверью, обладала чудотворной силой исцеления. В южной галерее находятся фрески 12 века, изображающие популярных святых Климента, Эгидия, Мартина, Николая. В конце южной галереи стоит каменная купель романского периода.


Комментарии и оценки