«Необычный план путешествия – урок танца, посланный Богом»

-- Курт Воннегут

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Церковь святого Стефана

Читать
Церковь святого Стефана (Eglise Saint-Etienne)
Предложить свои фото

Церковь святого Стефана (Eglise Saint-Etienne)

Это одна из красивейших романских церквей Бургундии, один из немногих памятников 11 века, который дошел до нас в столь полном виде. Церковь привлекает своей гармонией и архитектурным единством.

Это одна из красивейших романских церквей Бургундии, один из немногих памятников 11 века, который дошел до нас в столь полном виде. Церковь привлекает своей гармонией и архитектурным единством.

Эта церковь отличается существенной особенностью: вместо центрального цилиндрического свода, зажатого между двумя полуцилиндрическими сводами боковых нефов, сооружение имеет цилиндрический свод, приподнятый на достаточно высоких устоях, чтобы получилась возможность устроить оконные проемы, непосредственно освещающие главный неф. Такое устройство освещения в церкви с подобным типом сводов - достаточно смелый шаг в строительстве (такое освещение применялось клюнийской (бургундской) архитектурной школой, но в боковых нефах использовались крестовые своды).

Церковь святого Стефана - единственная в Бургундии церковь, у которой над сводами боковых нефов располагаются галереи, так же как и в больших церквях Оверни. Овернское влияние заметно и в арочных перегородках трансепта, в деамбулатории (обходе), в радиальных капеллах. Церковь святого Стефана - шедевр романского искусства 11 века, уникальна по своей архитектуре и не имеет аналогов в Европе.

История строительства

История здания начинается в начале 7 века с основания на месте сегодняшней церкви (во времена раннего Средневековья за пределами города) женского монастыря, принявшего устав ирландского монаха святого Колумбана.

В последующие века после многочисленных повреждений и разрушений аббатство пошло на спад и больше не упоминалось. В 1063 году епископ Невера Юг де Шампальман (Hugues de Champallement, 1013 - 1065) решает восстановить аббатство. Он устраивает здесь общину Регулярных каноников. Вскоре их заменили монахи-бенедиктинцы, и в 1068 году монастырь перешел под управление клюнийского аббатства (клюнийский орден католический монашеский орден, образованный вокруг бенедиктинского аббатства Клюни в Бургундии) при епископе Невера Могене (Mauguin, 1066 - 1074).

Вскоре, по инициативе графа Невера Гийома, здания монастыря стали восстанавливать, и 13 декабря 1097 года церковь была освящена епископом Ивом Шартрским (Yves de Chartre). Строительство церкви было почти закончено, за исключением свода центрального нефа. Строительство было завершено до 1171 года пристройкой нартекса (притвора) к западному фасаду здания.

В 1420 г. пожар уничтожил здания монастыря. Они частично были восстановлены в 18 веке. Во время Французской революции церковь превратили в сарай. Три романские башни и нартекс были разрушены в 1792 г.

В начале 19 века в церкви возобновляются богослужения, она становится приходской. Некоторые работы по восстановлению были проведены в 19 - 20 веках: восстановление западного фасада, реставрация свод нефа, реставрация крыла трансепта и радиальной капеллы.

Несмотря на реставрацию, церковь является одним из немногих памятников 11 века, дошедших до нас без существенного изменения своего первоначального вида. В 1840 году церковь классифицирована как Памятник истории.

В 1974 г. при проведении раскопок в средокрестии церкви были найдены несколько саркофагов и мозаика с изображением святого Колумбана.

Описание

Церковь святого Стефана построена из тесанного известнякового камня. До 1792 года она имела две башни-колокольни на западном фасаде и одну башню над средокрестием, а также нартекс (входное помещение), примыкавший к западной стене здания.

В основе плана церкви лежит латинский крест. Церковь трехнефная. Главный неф имеет шесть пролетов. Боковые нефы имеют сверху галереи. Неф пересекается с трансептом, у которого две апсидиолы.

Церковь относится к типу паломнических церквей: они были рассчитаны на очень большое число молящихся. Эта базилика имеет особенность, характерную именно для паломнических церквей, - хор (восточная часть базилики от средокрестия) окружен галереей-обходом, что давало возможность непрерывного движения паломников. Характерной чертой паломнических церквей был венец капелл - ряд капелл, окружавших апсиду. Они предназначались для демонстрации святых мощей. Такая система - галереи обхода и венец капелл - получает распространение в романской архитектуре зрелого периода и в несколько измененном, усовершенствованном виде встречается в архитектуре готических соборов.

Западный фасад

Посетитель, увидев церковь святого Стефана с этой стороны, вероятно, разочаруется её западным фасадом, совсем не похожим на то, каким он был создан первоначально. До 1792 года к церкви примыкал с запада просторный нартекс (входное помещение) в виде портика Сегодня мы можем увидеть на стене только следы крепления. Также в 1792 году были разрушены верхние этажи обеих романских колоколен, в плане квадратных. Большое окно на фасаде с треугольными арками это современное дополнение в ходе проведенной реставрации конца 19 - начала 20 века. К счастью, на фасаде сохранились несколько романских деталей: большой центральный портал и три окна с арками, украшенными трилистником, наверху. Прежде портал имел тимпан с изображением Христа на престоле и двух ангелов, а ниже была изображена сцена Поклонение волхвов. Эти скульптурные композиции, к сожалению, не сохранились.

Центральный и боковые нефы

Центральный неф церкви святого Стефана перекрыт полуциркульным сводом. Он состоит из шести пролетов. Горизонтальное членение нефа образуется тремя ярусами: большая аркада, галерея и верхний ряд окон. Большая аркада и галерея это два этажа бокового нефа. Большая аркада перекрыта крестовыми сводами, а галерея полусводами. Галерея имеет окна, выходящие наружу. Наличие второго этажа у бокового нефа не характерно для церквей Бургундии, это скорее овернский тип. Наконец, верхний ярус - ряд окон, по одному на каждый пролет. Это первая церковь средневековой архитектуры, где осмелились сделать окна между галереей и сводом. Этот ряд окон - главная разница между церковью святого Стефана и большими овернскими церквями, где есть подобные галереи, но нет верхнего ряда окон.

Средокрестие, трансепт

Пересечение трансепта и нефа средокрестие бросается в глаза. Этот вид средокрестия с пониженным трансептом, где высота трансепта меньше высоты центрального нефа, характерен для клюнийских церквей начала романской эпохи. Оба крыла как бы делятся арочной перемычкой на две части. Эти внутренние перегородки единственные в Бургундии, их можно увидеть в церквях Центрального Массива. Каждое крыло трансепта имеет по абсидиоле капелле со сферическим сводом.

Колокольня

Снаружи, над трансептом, возвышается бывшая колокольня. Как и колокольни фасада, её верхние этажи были снесены в 1792 году, и сегодня осталось только квадратное основание с восьмиугольным этажом, украшенным аркатурой и пилястрами.

Трансепт и хор

На торцевых сторонах трансепта три оконных проема украшены аркатурой пять чередующихся арок, три круглые и две треугольные, опираются на капители пилястр. Капители украшены растительным орнаментом.

Это довольно редкий декор, его можно найти в некоторых церквях Неверне и есть одна церковь, украшенная такой аркатурой, в Оверни.

В декоре апсиды, венца капелл и абсидиол трансепта интересным скульптурным элементом являются модильоны карнизов - проявление фантазии скульпторов средних веков.

Если внимательно посмотреть на церковь с восточной стороны, то можно заметить что юго-восточная капелла и абсидиола южного крыла трансепта были реставрированы (в 1910 г. их вернули в первоначальное романское состояние). На этом месте были прямоугольная капелла 15 века и ризница. Эти строения, нарушавшие гармонию хора, можно увидеть на старинных почтовых открытках.


Комментарии и оценки