«Иногда все теряет смысл, а когда отправляешься в путешествие, все встает на свои места»

-- Даранна Гидель

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Старый кафедральный собор святого Викентия

Читать
Старый кафедральный собор святого Викентия (Cathédrale Vieux-Saint-Vincent)
Предложить свои фото

Старый кафедральный собор святого Викентия (Cathédrale Vieux-Saint-Vincent)

Старый кафедральный собор святого Викентия первый собор города Макона, посвящен святому Викентию из Сарагосы. У собора долгая и сложная история: неустойчивость почв, войны и изъяны в конструкции омрачали его существование вплоть до частичного разрушения, произошедшего во времена Французской Революции.

Старый кафедральный собор святого Викентия первый собор города Макона, посвящен святому Викентию из Сарагосы. У собора долгая и сложная история: неустойчивость почв, войны и изъяны в конструкции омрачали его существование вплоть до частичного разрушения, произошедшего во времена Французской Революции.

Первые упоминания о соборе в средневековых документах относятся к 8 веку, но известно, что уже в 6 веке здесь был храм епархии первого маконского епископа святого Плацидия, куда король Хильдеберт I в 543 году передал в дар тунику святого Викентия Сарагосского. В 10 веке под руководством епископа Мэнбо началось строительство нового здания. В 12 веке в эпоху конфликтов между Клюни и Маконом здесь появился широкий портик с тимпаном, богато украшенным рельефами. Начиная с 1240 года и в течение всей второй половины 13 века, собор претерпевал реконструкции, в результате которых собор приобрел выраженные готические очертания.

После этого собор был дополнен другими элементами, в частности, были возведены башни: северная в 14 веке, южная в 15 веке. В 16 веке во время религиозных волнений внутреннее и внешнее убранство храма сильно пострадали: были разграблены и уничтожены скульптуры и религиозная утварь, разбиты рельефы тимпана. В конце 18 века храм находился на грани обрушения, а поскольку средств на реставрацию не нашлось, начались работы по сносу здания, от которого в результате сохранились только нартекс и колокольни. Только в середине 19 века, незадолго до того, как собор был признан историческим памятником, были проведены работы по реставрации и восстановлению храма: в нартексе была устроена капелла, были подновлены колонны и скульптурное оформление, были замурованы арки, ограничивающие неф и установлены витражи.

Вплоть до Первой мировой войны собор был открыт для прихожан, правда уже под названием Старый Собор святого Викентия, так как к тому времени уже была построена новая церковь, посвященная святому Викентию.

Самая древняя часть здания - единственный пролет западной части первоначального здания. По его бокам высятся две восьмиугольные в плане башни различной высоты. Части сооружения, близкие к фундаменту, восходят к первой половине 11 века, в то время как верхние архитектурные элементы относятся к готической эпохе (14 век). Верхняя часть южной башни была уничтожена в 18 веке, шпиль северной башни также поврежден. Между башнями, поверх портала находится высокая капелла, покрытая арочным сводом, которая получила название Святой Марии Порты; в эту капеллу ведет красивая винтовая лестница, расположенная в южной башне. Древняя стена фасада украшена пилястрами, лучше сохранившимися в верхних ее частях.

Шедевром романской архитектуры является тимпан, состоящий из пяти горизонтальных ярусов, содержащих сцены Страшного Суда:

*Первый уровень: избранников перед дверью в Небесный Иерусалим встречает Христос, вместо традиционного для иконографии этой сцены апостола Петра. Таким образом, на тимпане Христос фигурирует дважды, что в подобных сценах встречается очень редко. Архангел Михаил отделяет избранников от проклятых, в то время как последних тащит и толкает крылатая фигура дьявола.

*Второй уровень: восстание усопших из могил; могилы представлены саркофагами, руки людей сложены в молитвенном жесте.

*Третий уровень: двадцать четыре фигуры в ореоле, вероятно, апокалипсических Старцев, хотя их традиционные атрибуты здесь не представлены.

*Четвертый уровень: Мария со святым Иоанном Богословом, сопровождаемые ангелами, выступают адвокатами душ; им содействуют апостолы, выстроенные в два ряда по 5 человек; Иуда Искариот не представлен.

*Пятый уровень: в центре различимы контуры фигуры Христа, а верхней части ореола, фланкированного ангелами и херувимами; ниже, возможно, остатки рельефного изображения руки Христа.

Перед порталом расположен нартекс; здесь можно встретить как романские, так и готические элементы, а также результаты многочисленных более поздних реставраций. Он разделен двумя арками на три пролета, своды которых поддерживаются пилястрами. Двери расположены в четырех проемах, завершающихся тройными полукруглыми архивольтами в северной и западной стенах помещения. Важным элементом декора выступают романские капители и основания колонн.

Портал в стиле пламенеющей готики относится к 15 столетию. Его масса служит контрфорсом для нартекса, то есть поддерживает его стену. Повышение уровня грунта привело к поднятию паперти непокрытой площадки у храма, и для достижения пола нартекса, который на два метра ниже, теперь необходима лестница. Фронтон добавлен в 1857 году.

В конце 20 века собор был отреставрирован и открыт для посещений.


Комментарии и оценки