Коллегиальная церковь Богоматери - ансамбль, датирующийся второй половиной 12 в. Церковь является одной из последних больших романских церквей Бургундии. Церковь классифицирована как исторический памятник в 1840 г., монастырское здание (дом священника) занесено в дополнительный список исторических памятников 26 мая 1926 г. С 1958 г. статус коллегиальной церкви Богоматери был повышен до базилики.
Желание возвести здесь церковь возникло еще в 1120 г. при епископе Отёна Этьене де Баже (Etienne de Bg; с 1136 по 1140 монах аббатства Клюни), который во время своего служения построил кафедральный собор в Отёне и, вероятно, церковь Сен-Андош (Saint-Andoche) в Сольё (Saulieu). Строительство было начато в середине XII в. по клюнийской модели, и закончено в начале следующего века с сохранением стилистического единства.
После пожара 1272 г. были проведены восстановительные работы, в ходе которых реконструировали верхнюю часть апсиды: романские окна были заменены большими готическими, а также были установлены аркбутаны на романские контрфорсы деамбулатория; карнизы и окна деамбулатория были перестроены при ремонте кровли и башни трансепта.
Готический портал относится к 14 в., двери - к 15 в. Боковые капеллы были добавлены в период с 14 по 16 в.; наиболее примечательные капелла Saint-Lger, украшенная фресками 15 века, и капелла Bouton в стиле Ренессанс (1530) с красивым кессонным потолком. В 1580-1588 гг. готический шпиль (13 в.) церкви был заменен крышей по проекту архитектора Юга Самбена (Hugues Sambin). В 1844 - 1860 г. под руководством архитектора Мориса Ураду (Maurice Ouradou) церковь была отреставрирована.
План церкви соответствует плану паломнических церквей трехнефная базилика с трансептом и деамбулаторием с венцом капелл. Центральный неф с трехъярусным вертикальным строением полностью соответствует клюнийской (бургундской) модели: аркада в нижнем ярусе, пояс трифория и верхний ряд окон.
Неф, трансепт и хор перекрыты цилиндрическими сводами. Боковые нефы и деамбулаторий имеют крестовый свод. Портал, апсида, боковые капеллы, галерея клуатра и зал капитула - крестовый нервюрный (ребристый) свод. Все арки в сводах стрельчатые. Исключение составляет капелла Bouton с кессонным потолком.
Слева от хора находится ризница 13 века, справа - старинная капелла Saint-Michel (молельня Николаса Ролена). С южной стороны к церкви примыкает дом каноников (XIII в.) с клуатром (внутренним двориком). Дверь в правом (южном) крыле трансепта открывается в галерею клуатра, состоящую из семи пролетов. Дом каноников в настоящее время используется как дом священника.
Церковь обладает великолепными гобеленами, посвященными деве Марии. Эти гобелены были заказаны в 1474 г. архидьяконом церкви Югом ле Коком (Hugues Le Coq) и были предназначены для украшения хора церкви. Они выполнены по эскизам бургундского художника Пьера Спикра.
В 1500 г. фламандские мастера из г. Турне (современная Бельгия) завершили свою работу. На пяти полотнах (вся серия - 1,90 м. высотой и 6 м. шириной) вышиты 19 сцен, описывающие жизнь девы Марии: рождение и детство девы Марии, рождение и детство Иисуса Христа и коронование девы Марии. В 1993 - 1995 гг. гобелены были отреставрированы и сегодня они украшают хор коллегиальной церкви Богоматери. Гобелены, исключительного качества и колорита, привлекают сегодня в церковь много паломников.
Большинство людей приходит эту церковь именно за тем, чтобы посмотреть на эти прекрасные гобелены, однако основным предметом их внимания являются не сами сцены из жизни девы Марии, а необычайный предмет на заднем плане двух эпизодов там выткан шляпообразный объект черного цвета. Предназначение этого предмета совершенно непонятно, и в глаза бросается его очень большая схожесть с тем, как обычно представляют себе НЛО. До сих пор учеными не было предложено ни одного убеждающего всех рационального объяснения природы этого предмета. Гобелены были классифицированы как исторический памятник в 1891 г.
Спереди слева от средокрестия находится статуя Черной Мадонны (Vierge noire; 12 век), объект поклонения. За главным алтарем в стиле барокко находится часть мраморного алтаря со скульптурным украшением (около 1200 г.). Во второй капелле северного бокового нефа можно увидеть фрески работы Пьера Спикра (Воскрешение Лазаря, 1474 г.) и Пиету 16 века. В третьей капелле южного бокового нефа находится икона работы Шарля Лебрюна (Charles Lebrun).
Интерьер церкви также украшают скульптуры 12, 14 и 17 веков.
Комментарии и оценки